Глубокой и незаживающей душевной раной отозвалось известие о смерти 6 февраля 2014 г. доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Петровича Зинченко.

В.П. Зинченко родился 10 августа 1931 г. в Харькове в семье известного психолога П.И. Зинченко. В 1948 г. поступил на отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, после окончания в 1953 г. – в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, которую окончил в 1956 г. Защитив в 1957 г. под руководством А.В. Запорожца кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (официальными оппонентами были А.Р. Лурия и П.Я. Гальперин), работал в том же институте сначала в качестве младшего, затем старшего научного сотрудника.

В 35 лет В.П. Зинченко стал доктором психологических наук (1966 г., тема диссертации – «Восприятие как действие», оппонентами были Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов и Б.Ф. Ломов.), в 38 – профессором. Будучи избранным в 1974 г. членом-корреспондентом, а в 1992 – действительным членом АПН СССР, он неизменно уделял академическим делам много времени и сил. В 1991–1998 гг. Владимир Петрович – член президиума РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, а с 2001 г. – академик Отделения образования и культуры РАО. Среди его печатных работ специальный очерк посвящен вкладу психологов в работу РАО.

В.П. Зинченко принадлежит к тем ученым, которым тесно в рамках собственного кабинета и даже лаборатории. Он с неизменным успехом обеспечивал условия профессиональной деятельности для огромного числа психологов и других специалистов. В 30 лет (1961) организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1970 по 1982 г. возглавлял созданную им же кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. В течение 15 лет В.П. Зинченко руководил Отделом эргономики ВНИИ технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретические, методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. В 1984 г. – организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. Кроме того, в конце 1980-х гг. был зам. директора Института философии РАН и руководителем Центра наук о человеке, директором-организатором Института человека РАН. С 1998 г. он – главный научный сотрудник института общего среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при ИОСО РАО, профессор Самарского педагогического университета.

В 1998 г. организовал и возглавлял до 2007 г. кафедру психологии в Международном университете природы, общества и человека «Дубна». В 2007 г. основным местом его работы стал факультет психологии ВШЭ. Многие годы В.П. Зинченко читал лекции в МГППУ, где также был профессором кафедры «Культурно-историческая психология», позднее преобразованной в международную кафедру ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства».

Научные интересы В.П. Зинченко поражают широтой и многосторонностью, с некоторой условностью их можно подразделить на относительно независимые области – общая психология; инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером; теория и методология психологической науки; проблемы психического и духовного развития; психологическая педагогика и развивающее обучение; российские психологические и философские традиции. Приоритетна, безусловно, психология – культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная.

Первые исследования В.П. Зинченко были нацелены на понимание онтогенеза восприятия и в дальнейшем вылились в разработанную совместно с А.В. Запорожцем концепцию перцептивных действий. Затем впечатляющий цикл работ был посвящен изучению зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия. Исследования в области когнитивной психологии включают работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов. Эти работы, в свою очередь, явились как бы трамплином, введением сразу к трем направлениям дальнейшей научной деятельности. Первое было связано с изучением психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности, хронотопии сознательной и бессознательной жизни; второе – с проблемами теории и методологии, а в дальнейшем – также истории психологии, и третье – с проблемой «человек–техника», которую В.П. Зинченко трансформировал в проблему «человек– культура–техника». Возможно, что именно этот путь – от изучения восприятия ребенка к изучению когнитивных процессов взрослого и к анализу внутренних средств деятельности оператора – создал предпосылки гуманистически ориентированных инженерной психологии и эргономики, защищающих непридаточность человека к машине и противодействующих технократическим стремлениям выжить человека из системы человек–машина.

В дальнейшем перечисленные три направления благодаря судьбы сплетеньям слились, взаимообогатились и вылились в новую, чрезвычайно широкую область интересов к проблемам личностного и духовного развития. Вызвавшие широкий резонанс работы 1990-х гг. посвящены разработке проблем психологии доверия и психологии понимания, вертикали духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии.

Особо следует выделить научно-координационную деятельность. В 1960-е гг. В.П. Зинченко вместе с Д.Ю. Пановым возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии, проводимые в интересах оборонной промышленности. К выполнению этих работ с соответствующим для того времени техническим обеспечением (например, именно в лаборатории инженерной психологии НИИ автоматической аппаратуры впервые в стране была применена ЭВМ для управления ходом эксперимента) и финансированием привлекались психологи Московского, Ленинградского и Харьковского университетов, НИИ психологии АПН, а позднее – психологи университетов Вильнюса, Тарту, Тбилиси. Так, с самого начала к созданию инженерной психологии в стране были подключены ведущие психологические учреждения и ведущие психологи – А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобнева, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин, М.С. Шехтер и многие другие. Следует отметить, что созданная инженерная психология была не просто ответом на запросы времени: она создавалась именно как наука, и концептуальный каркас этой науки (принципы анализа деятельности оператора, понятие информационной модели и т.д.) также является делом В.П. Зинченко.

В 1970–1980-е гг. В.П. Зинченко совместно с В.М. Муниповым и со специалистами из научно-исследовательских организаций Министерства обороны СССР – Г.М. Зараковским, В.И. Медведевым, П.И. Шлаеном, а также организаций Министерства авиационной промышленности СССР – А.А. Польским и другими осуществлял большую координационную работу по развитию эргономики в СССР и странах – членах СЭВ. Под редакцией Зинченко (и В.М. Мунипова) с 1970 по 1984 г. было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии, а также разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике.

В конце 1980-х гг. В.П. Зинченко вместе с И.Т. Фроловым и Е.В. Филипповой на базе Института философии АН СССР начали реализацию достаточно амбициозного замысла – планирования и координации в Советском Союзе работ по человекознанию. Пожалуй, это был единственный проект В.П. Зинченко, которому было не суждено масштабно осуществиться – и отнюдь не по недостатку идей и активности, а вследствие распада Союза. Зато с успехом осуществлена другая программа: в начале 1990-х гг. В.П. Зинченко по поручению института «Открытое общество» (Фонд Дж. Сороса) занимался экспертизой, а затем и заказом нового поколения учебников по психологии, в результате чего было издано более 25 добротных учебников.

Педагогическую деятельность В.П. Зинченко начал еще будучи студентом: в 1951– 1956 гг. он преподавал психологию и логику ученикам 593-й и 598-й московских школ. С тех пор преподавание он не прерывал несмотря ни на что (даже после того, как 31 августа 1982 г. был по телефону уволен тогдашним деканом факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова с должности зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии). Студенты психологических факультетов, отделений, институтов, университетов Москвы, Ленинграда, Тарту, Дубны, Самары, Надыма, Тобольска, а также студенты-«непсихологи» (педагоги, социологи, литературоведы, «технари») в разные годы имели возможность приобщиться к психологии посредством лекций В.П. Зинченко по общей психологии, инженерной психологии, эргономике, методологии, когнитивной психологии, искусственному интеллекту и др. курсам.

Нельзя не вспомнить и об опосредованной, пролонгированной стороне педагогической деятельности: в одиночку и с соавторами подготовлены многочисленные учебные пособия по общей и инженерной психологии, эргономике, методологии психологии, психологической педагогике, включая и первые опыты издания психологических хрестоматий (еще в 1970-е гг. вышли четыре выпуска «Зрительные образы и феноменология»), а также психологические словари.

Творческой продуктивности В.П. Зинченко можно позавидовать и порадоваться, он автор или соавтор более 400 работ: статей, отдельных монографий, коллективных трудов. Работы В.П. Зинченко публиковали авторитетные издания: «Вопросы психологии» (более 50! статей), «Вопросы философии» (более 20 статей), «Научные доклады АПН РСФСР» (около 20 статей), «Journal of Russian and East European Psychology » (более 20 статей) и многие другие.

Серьезным вкладом в развитие детской и общей психологии являются монографии «Восприятие и действие» (в соавт. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и другими – авторы удостоены премии им. К.Д. Ушинского), «Формирование зрительного образа» (1969) (с Н.Ю. Вергилесом), «Функциональная структура действия» (1982) (с Н.Д. Гордеевой). Интерес к фундаментальным проблемам вылился в «Методологические вопросы психологии», написанные в 1983 г. с С.Д. Смирновым. В.П. Зинченко создал свой неповторимый стиль, особенно заблиставший в монографиях последней декады: «Возможна ли поэтическая антропология?» (1994), «Аффект и интеллект в образовании» (1995), «Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии» (1997), «Живое знание» (1998), «Психология доверия» (1999), «Мысль и слово Густава Шпета» (2000).

Многие научные труды В.П. Зинченко написаны в соавторстве. Среди соавторов его учителя: А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Часть работ написана совместно с учениками – Ван Чжи Цином (КНР), Н.Ю. Вергилесом, Г.Г. Вучетич, Н.Д. Гордеевой, В.М. Гордон, А.Б. Леоновой, Е.Б. Моргуновым, А.И. Назаровым, Ю.К. Стрелковым, Т.В. Цыгурой (список можно продолжить). Под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций. Естественно, самую внушительную группу соавторов составляют коллеги по профессии, среди которых – Б.М. Величковский, Л.А. Венгер, Дж. Верч, В.В. Давыдов, В.М. Девиташвили, Ю.М. Жуков, М. Кливер, Т.В. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов, Н.И. Майзель, Б.Г. Мещеряков, Ю.Н. Миртов, В.М. Мунипов, В.Ф. Рубахин, А.Г. Рузская, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина и многие другие. Можно сказать, что Владимир Петрович обладал по крайней мере тремя талантами общения – личностного, профессионального и межпрофессионального, и неудивительно, что огромное число научных публикаций отражает совместную работу со специалистами самых разных областей: физиком Е.П. Велиховым и философами В.А. Лекторским, М.К. Мамардашвили, Г.Л. Смоляном; математиком Д.Ю. Пановым и инженерами Б.С. Березкиным, В.А. Дракиным, П.Я. Шлаеном; физиологами Н.К. Гонтаревой, А.Н. Лебедевым, В.Д. Трушом; дизайнером А.Г. Устиновым и светотехниками Н.С. Ивановой и С.Г. Юровым, военными и многими другими. Потребуются специальные исследования для того чтобы точно определить весь грандиозный «невидимый колледж» В.П. Зинченко.

Еще одно направление деятельности В.П. Зинченко – анализ истории психологии и вообще гуманитарных наук – отражено в различных публикациях, в том числе монографиях «Человек развивающийся» (с Е.Б. Моргуновым) и «К началам органической психологии». Специальные работы посвящены психологическим воззрениям Н.А. Бернштейна и А.А. Ухтомского, П.А. Флоренского и Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина и М.К. Мамардашвили. Его воспоминания о П.Я. Гальперине, Ф.Д. Горбове, В.В. Давыдове, А.В. Запорожце, П.И. Зинченко, М.К. Мамардашвили, А.Н. Леонтьеве, А.Р. Лурии, Д.А. Ошанине, С.Л. Рубинштейне, Д.Б. Эльконине – гораздо большее, чем анализ воззрений и даже дань памяти. Эта экстериоризация интериоризированного – живая отечественная психология, щедрый дар всем и особенно молодыми и будущим поколениям психологов.

Психология В.П. Зинченко – лична и сверхлична. Он умел ценить работы других: его послесловия и предисловия сопровождают многие книги отечественных и зарубежных психологов – достаточно сказать, что он «запустил» на нашу орбиту Р. Аткинсона, М. Вертгеймера, Д. Верча, Р. Грегори, Д. Карнеги, Р. Солсо и других. Многие отечественные психологи благодарны ему за поддержку в своих начинаниях. В.П. Зинченко был председателем Совета по Федеральным экспериментальным площадкам Минобразования, зам. председателя ряда межведомственных научных советов – «Эргономика», «Сознание», «Человек», входил в экспертный совет Отдела наук о человеке и обществе РФФИ. В течение длительного периода В.П. Зинченко был председателем международного научного совета «Эргономика» стран – членов СЭВ, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК.

Владимир Петрович принимал активное участие в жизнедеятельности Общества психологов СССР: он был членом Президиума, вице-президентом и даже первым казначеем.

В разные периоды Зинченко сотрудничал в редколлегиях многих журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», «Техническая эстетика», «Journal of Russian and East European Psychology» (ранее – «Soviet Psychology»), ежегодника «Системные исследования», Дубненского психологического журнала и др. С момента основания журнала «Культурно-историческая психология» и до конца жизни он был главным редактором.

Владимира Петровича хорошо знают и высоко ценят за рубежом. Более 100 работ были изданы на самых разных языках: «Восприятие и действие» – на японском, «Формирование зрительного образа» – на английском и чешском, «Психология восприятия» – на испанском, «Эргономика и основы организации труда» – на английском и испанском, «Психометрика утомления», «За пределами зоны ближайшего развития» – на английском.

В профессиональной среде В.П. Зинченко был признанным лидером, еще в 1988 г. он избран почетным членом Американской академии искусств и наук. Владимир Петрович был почетным профессором университета «Дубна» (2001), почетным доктором Тартуского университета (2011), почетным профессором Харьковского национального университета (2013).

Владимир Петрович, несмотря на годы, был человеком молодым, а если точнее – человеком вне возраста. Его «старшинство» признавалось многими. Но ему было чуждо статусное высокомерие. Многие видели в нем «патриарха» психологии, но сам он смеялся над этим. Со свойственным ему остроумием, умел сказать такое, что «мало не покажется»… Однако, щадя собеседника, сдерживал себя (особенно в последние годы), зная силу и эффект сказанного им публично и лично.

Поразительно, но за все годы общения с коллегами он, похоже, не произнес ни одной банальности; каждая фраза, каждое слово его в диалоге – небольшое открытие! «Душа – это дар моего духа другому человеку» – слова М.М. Бахтина, которые Владимир Петрович неоднократно цитировал в своих работах последних лет. В них он искал и усматривал глубокий психологический (более того, культурно-исторический) смысл, а также, возможно, средство самопонимания и самоопределения.

Владимир Петрович был фантастически душевно и духовно щедрым. Отзывчивость его была необычайна. Вступаясь за людей, нуждающихся в помощи, писал письма, звонил, был готов ринуться в переговоры с администрацией разного уровня, включая высших руководителей, отстаивать студентов, защищать ученых от посягательства местных царьков. Он умел бороться и был последователен в этой борьбе.

Владимир Петрович безостановочно дарил нам свою душу – и в непосредственном общении, и в общении опосредствованном. Рядом с ним всегда было тепло, весело и уютно. Он был подобен мобильному и просторному кабинету психологической разгрузки.

В.П. Зинченко – лидер, эксперт, учитель, общественный деятель, наставник для многих из современников, человек, в пространстве-времени которого многие годы жила наша наука, блистательный собеседник… Но прежде всего он был и остается для нас выдающимся теоретиком.

Его живой голос – звучит в нас и сейчас.

Его психология – это именно психология голоса, слова, – звучащего, слышимого. Слово для В.П. Зинченко – душа, дух, плоть самой психологии, – «органической психологии».

Психология, берущая начало в личности В.П. Зинченко, – психология «от Зинченко» – это постигающе-полагающая наука, ведающая истоками жизни индивидуумов, жизни общества, бытия цивилизации и культуры.

Наука, раскрывающая посвященным веер возможностей, искушений и перспектив.

Наука поступающего самосознания, неотделимая от личности ее творца.

Наука, имеющая не только статистическое, но также этическое и эстетическое измерения.

Свое слово в науке Владимир Петрович сказал… Весомое слово!

Его интонация – ирония, но не пафос! – незабываема.

Его голос, распадом не тронутый, ощущается всеми, рядом, физически! Провидческий голос того, с кем посчастливилось встретиться в жизни.

С благодарностью будем помнить этого замечательного человека большого ума и большой души!