6 января 2018 г. на 95-м году жизни скончалась Нина Федоровна Талызина – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, создатель деятельностной теории учения.

Н.Ф. Талызина родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском под Ярославлем. После окончания семилетней Сеньчуковской школы в 1939 г. она поступила в Ярославское педучилище. По воспоминаниям Н.Ф. Талызиной, интерес к знаниям сформировался у нее благодаря общению с семьей выпускника физико-математического факультета Московского университета В.Ф. Некрасова – племянника поэта Н.А. Некрасова. В 1942 г. Н.Ф. Талызина с отличием окончила педучилище и поступила на физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института имени К.Д. Ушинского. По окончании с отличием института по специальности «Математика» в 1946 г. она получила предложение поступить в аспирантуру по трем специальностям: математике, педагогике и психологии. В перерыве между окончанием института и поступлением в аспирантуру работала старшим лаборантом кабинета педагогики и психологии Ярославского пединститута и одновременно вела уроки психологии в XI классе средней школы Ярославля. Во время обучения в пединституте Н.Ф. Талызина увлеклась психологией, которую преподавал специалист в области детского чтения доктор педагогических наук Т.Г. Егоров, что, по-видимому, и обусловило выбор в пользу психологии, а также определило дальнейший профессиональный путь. С 1947 по 1950 г. Н.Ф. Талызина училась в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР и сначала писала работу под руководством Т.Г. Егорова (он к тому времени стал сотрудником НИИ психологии АПН РСФСР), а потом зав. лабораторией общей психологии П.А. Шеварева. В 1950 г. защитила диссертацию на тему «Умозаключения при решении геометрических задач». Одновременно преподавала логику и психологию в женской средней школе № 156 г. Москвы, выступала с лекциями перед родителями («Родительский лекторий»).

В МГУ имени М.В. Ломоносова Н.Ф. Талызина прошла путь от ассистента (1950–1952), старшего преподавателя (1952–1960), доцента (1960–1963) кафедры психологии философского факультета до зав. кафедрой педагогики гуманитарных факультетов (1963–1966), а потом и зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии (1966–1995) созданного в 1966 г. факультета психологии. В рамках педагогической деятельности изначально вела семинары по читаемому А.Н. Леонтьевым курсу общей психологии, а также преподавала общую психологию на отделении логики философского факультета.

Научно-исследовательскую деятельность Н.Ф. Талызина начала под руководством П.Я. Гальперина, в 1970 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Психологические основы управления усвоением знаний». В 1971 г. Н.Ф. Талызина получила звание профессора, в том же году была избрана членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1989 г. – академиком той же академии (в 1993 г. АПН СССР была реорганизована в РАО).

Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина создала деятельностную теорию учения; занималась исследованием строения познавательной деятельности, закономерностей процесса учения, диагностикой сформированности познавательных умений и разработкой методов управления их становлением. Результаты исследований представлены в многочисленных публикациях (в том числе на иностранных языках), главными из которых являются «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969), «Управление процессом усвоения знаний» (1975, 1984), «Формирование познавательной деятельности школьников» (1988). В 1998 г. Н.Ф. Талызина написала учебник «Педагогическая психология», впоследствии неоднократно переиздававшийся. В учебнике изложены основные принципы деятельностной теории учения.

Начиная с 1966 г. Н.Ф. Талызина на общественных началах руководила лабораторией педагогической психологии, явившейся преемницей лаборатории программированного обучения. В 1989 г. по ее инициативе был создан Учебный центр по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса в высшей школе при факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1995 г. Н.Ф. Талызина ушла с заведования кафедрой и в течение 20 лет до 2015 г. оставалась профессором вышеназванного Учебного центра. С 2015 г. и до конца жизни Н.Ф. Талызина была ведущим научным сотрудником лаборатории педагогической психологии кафедры психологии образования и педагогики (прежнее название – кафедра педагогики и педагогической психологии).

Н.Ф. Талызину с неподдельным интересом слушали несколько поколений психологов: она читала курсы «Педагогическая психология», «Деятельностная теория учения», «Теоретические основы психодиагностики интеллекта», «Зарубежные теории учения». Кроме того, в течение многих лет (1997–2009) Н.Ф. Талызина преподавала на факультете педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.

Н.Ф. Талызина принимала активное участие в международных психологических конгрессах, выезжала с лекциями в Японию, Испанию, Германию, Финляндию, Мексику, на Кубу и в другие страны. В течение нескольких десятилетий она участвовала в работе диссертационных советов. Под ее руководством защищено около 70 кандидатских диссертаций.

В 1998 г. Н.Ф. Талызина в составе авторского коллектива была удостоена Премии Президента РФ в области образования за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности», в 2001 г. – премии М.В. Ломоносова II степени; награждена медалью Н.К. Крупской, значком «Отличник высшего образования», двумя бронзовыми медалями ВДНХ и др.

Н.Ф. Талызина состояла членом редколлегии отечественных («Советская педагогика», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование») и зарубежных («Науки об обучении», Голландия; «Измерение и оценивание», Испания; «Психодиагностика», Исландия) журналов.

До конца жизни Н.Ф. Талызина оставалась одним из самых преданных Московскому университету преподавателей факультета психологии. Н.Ф. Талызину отличали вера в принципы психологического подхода, заложенного исследованиями Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и других, умение на этой основе сформулировать задачи современной психолого-педагогической науки и осознание ответственности за их решение перед практикой образования.

Научный оптимизм, внимательное и уважительное отношение к окружающим людям, искреннее желание заинтересовать деятельностной теорией учения способствовали росту числа сторонников разрабатывавшегося Н.Ф. Талызиной научно-практического подхода. Жизнеутверждающее мировосприятие, принципиальная научная позиция, неукротимая человеческая энергия, доброта и простота в общении притягивали к Н.Ф. Талызиной как начинающих, так и уже состоявшихся психологов, исследователей и готовых усомниться в верности применяемых методик практиков, представителей различных психологических специальностей.

Все, кому посчастливилось встретиться с Ниной Федоровной, – независимо от того, насколько длительным оказалось общение, – получали реальную помощь и поддержку, могли почувствовать, каким может и должно быть искреннее участие. Н.Ф. Талызина учила не только работать, но и жить в условиях постоянно меняющегося мира, оставаясь верным самому себе и выбранным в начале жизненного пути идеалам.

С уходом Н.Ф. Талызиной – одного из создателей психологической науки и образования в Московском университете – с особой остротой встает задача бережного отношения к заложенным основателями нашего факультета научным традициям и сохранения того огромного достояния, которое мы получили в наследство от Учителей.

Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Нины Федоровны, и в первую очередь дочери и внучкам.

С благодарностью будем помнить Нину Федоровну Талызину – Ученого, Учителя, Человека.