14 мая
Е.Н. Соколов — автор и вдохновитель огромного ряда фундаментальных
исследований в области психологии и нейрофизиологии психических процессов и
состояний, активный организатор нейронаук в России и
за рубежом. Его имя неразрывно ассоциируется с одной из ведущих в мире научно-педагогических
школ в области психофизиологии — кафедрой психофизиологии факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова. Первые психофизиологические исследования в Московском университете,
которые положили начало формированию самостоятельной школы в отечественной
психофизиологии, были задуманы и проведены по инициативе Е.Н. Соколова в
1950—60-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского
факультета. На этом этапе в центре внимания было изучение открытого И.П.
Павловым ориентировочного рефлекса — безусловно-рефлекторной реакции на
новизну. Все эти данные были обобщены в ныне классической книге «Восприятие и
условный рефлекс» (1958), которая приобрела мировую известность и была издана в
США, Великобритании, Японии, Аргентине и Мексике. По этой
тематике в
В
В результате внутриклеточных исследований
механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, лежащий в
основе механизма запоминания. Были выявлены нейронные механизмы двух
принципиально различных типов обучения: 1) зависящего от организации информации,
2) зависящего от организации ответного действия (стимул-зависимый и эффект-зависимый
типы обучения соответственно). Результаты данного цикла работ лаборатории
освещены в книге Е.Н. Соколова «Механизмы памяти» (1961) и циклах лекций,
прочитанных им в Московском университете, Кембриджском и Оксфордском
университетах (Англия), на кафедре психологии Массачусетского технологического
института (США, 1974), а также в Софийском и Будапештском университетах (1975).
В
Основные положения «векторной теории когнитивных процессов и
исполнительных механизмов» и их экспериментальное обоснование представлены в
ряде фундаментальных монографий: «Искусственные органы
чувств» (совм. с Г.Г. Вайткявичусом
и С.В. Фоминым, 1979), «Психофизиология» (1981), «Нейробионика»
(совм. с Л.Г. Шмелевым, 1983), «Нейронные механизмы
памяти и обучения» (1984), «Теоретическая психофизиология» (1986),
«Психофизиология цветового зрения» (совм. с Ч.А.
Измайловым и А.М. Черноризовым, 1989), «Нейроинтеллект: от нейрона к компьютеру» (совм. с Г.Г. Вайткявичусом,
1989), «The Orienting Response in Information Processing» (совм. с J.A. Spinks, R.
Naatanen, H. Lyytinen, 2002), «Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд» (2003), «Очерки по психофизиологии
сознания» (2008).
В
Посвятивший всю свою жизнь психофизиологии,
Е.Н. Соколов как никто другой осознавал всю сложность пограничного положения
этой науки, развивающейся на стыке психологии, биологии и математики. В этой
связи он уделял особое внимание разработке общеметодологических проблем
современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических
процессов и состояний. Результаты анализа предмета и данных современной
психофизиологии в рамках предложенного им методологического подхода
«человек—нейрон—модель» отражены в книгах «Психофизиология» (1981),
«Теоретическая психофизиология» (1986) и обобщающих работах последних лет —
«Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд» (2003) и «Очерки по
психофизиологии сознания» (2008). Знаком признания и высокой оценки вклада Е.Н.
Соколова в разработку методологических проблем психофизиологии послужило
избрание его председателем секции «Психология» на Международном конгрессе по
методологии, логике и философии науки в
Развивая отечественную психофизиологию как
неотъемлемую часть мировой науки, Е.Н. Соколов выступил инициатором ряда
международных научно-исследовательских проектов, реализованных на кафедре
психофизиологии совместно с зарубежными партнерами: «Соотношение
фазического и тонического ориентировочного рефлексов»
(совместно с Университетом Нового Уэльса, Австралия), «Цветовой образ»
(совместно с Институтом зрения Университета Эйндховена,
Нидерланды), «Механизмы цветового зрения» (совместно с Университетом Сиэттла, США, и Университетом Сент-Луиса, США), «Механизмы
цветового и яркостного контраста» (совместно с Институтом зрения Университета Эйндховена, Нидерланды, и кафедрой психологии Университета
Хельсинки, Финляндия), «Психофизиология эмоций» (совместно с Государственным
университетом Вупперталя, Германия).
Огромную часть своего времени Е.Н. Соколов
уделял работе с учениками. Основной принцип подготовки специалистов, который он
активно проповедовал всю жизнь, — это «обучение через исследование». Такой
подход к обучению означает, что с самого начала своей специализации студент
включается в выполнение реальной научно-исследовательской работы. Специализация
осуществляется также через спецпрактикум и систему
специальных курсов, посвященных обсуждению современных теорий и
экспериментальных данных отечественной и зарубежной психофизиологии. По
предложению Е.Н. Соколова в
Активная педагогическая деятельность Е.Н.
Соколова отмечена присуждением ему Премии им. М.В. Ломоносова (дважды) и звания
«Почетный профессор Московского университета».
Мировая научная общественность по достоинству оценила вклад Е.Н.
Соколова в развитие современной психофизиологии. В
За боевые и трудовые заслуги перед отечеством
Е.Н. Соколов награжден пятью орденами и шестью медалями.
Коллеги и друзья Евгения Николаевича, а также
разбросанные по всему миру и искренне любящие его ученики глубоко скорбят о
кончине Мастера, Учителя и Человека. В наших сердцах навсегда останется светлая
память о человеке потрясающей жизненной силы и душевного тепла, о человеке,
который как никто другой сделал все, чтобы сбылись слова другого — недавно
ушедшего из жизни — известного ученого-физиолога П.В. Симонова: «Я убежден, что
приближающееся 21-е столетие явится в значительной мере веком психофизиологии в
обеих ее ипостасях: нейробиологической и психологической, естественнонаучной и
гуманитарной. Новейшие методы нейронаук обогатят нас
знанием о работе мозга, о котором, в лучшем случае, только догадывались наши
великие предшественники, а психология, став подлинной наукой, …существенно
обогатит современное человековедение».