3 февраля 2020 г. внезапно оборвался жизненный путь Елены Олеговны Смирновой – доктора психологических наук, профессора, руководителя Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Е.О. Смирнова родилась 1 ноября 1947 г. в Москве в семье служащих (мать – врач, отец – химик, кандидат наук). В 1966 г. она поступила в МГУ имени М.В. Ломоносова, на только что созданный факультет психологии. Ее учителями были А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие замечательные ученые. Но главным учителем для нее стала Мая Ивановна Лисина. В руководимую ею лабораторию психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и пришла в 1969 г. Е.О. Смирнова, будучи еще студенткой III курса. На протяжении почти 40 лет ее профессиональная жизнь была связана с этой лабораторией, где проходило ее профессиональное становление и где она прошла путь от лаборанта до заведующего лабораторией.

В 1977 г. под руководством М.И. Лисиной Е.О. Смирнова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников», а в 1992 г. – докторскую на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей». В том же году она возглавила лабораторию психологии детей дошкольного возраста. В 2003 г. ей было присвоено ученое звание профессора по специальности возрастная психология.

Продолжая и развивая направление исследований М.И. Лисиной, Е.О. Смирнова активно разрабатывала проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Ее теоретический подход к пониманию межличностных отношений ребенка, связанный с выделением личностного и предметного начал, лег в основу многочисленных научных исследований и педагогических программ. Данный подход тесно связан с проблемой становления самосознания ребенка и его нравственного развития. Особое внимание в ее работах уделяется проблемным формам межличностных отношений: агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ею (совместно с В.М. Холмогоровой) программа воспитания и коррекции межличностных отношений поныне используется в детских дошкольных учреждениях. Развитие данного направления исследований привело к созданию нового метода анализа родительского отношения к ребенку: был разработан (совместно с М.В. Соколовой) оригинальный Опросник родительского отношения, который широко применяется в научных исследованиях и в работе практических психологов.

Е.О. Смирнова являлась ведущим специалистом в области детской психологии и психологии развития. Ее теоретические и экспериментальные исследования широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. Она автор оригинальной концепции развития воли и произвольности в раннем онтогенезе. В основе концепции лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребенка.

В течение ряда лет Е.О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета образования. Сотрудниками лаборатории под ее руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на становление личности ребенка. Данная программа интенсивно внедряется в детских учреждениях Москвы и различных регионах России.

С 2004 г. Е.О. Смирнова работала над проблемами игры и игрушки. По ее инициативе был основан Учебно-методический центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, который затем вошел в состав Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ, где она на протяжении 15 лет была бессменным руководителем. Она создала и сплотила уникальный коллектив специалистов в области детской игры и развития, которые стали высококлассными экспертами, исследователями и преподавателями. В центре под ее руководством с 2007 г. велись исследования, посвященные анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек и игровых материалов на детскую игру. Здесь была разработана не имеющая аналогов психологическая концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, а также концепция экспертизы предметно-пространственной среды, на основе чего активно осуществляется практическая, экспертная и исследовательская работа. Собрана уникальная коллекция игрушек и игровых материалов для всех видов деятельности с различным уровнем развивающего потенциала, которая используется как в практике преподавания для педагогов, психологов, так и в просветительской и методической работе с участниками рынка игровой продукции, а также постоянно освещается СМИ. С 2006 г. действует знак «Детские психологи рекомендуют», получивший государственную регистрацию в РосПатенте, который отмечает игрушки, прошедшие на самом высоком уровне психолого-педагогическую экспертизу и имеющие высокий развивающий потенциал. С именем Е.О. Смирновой связано проведение конкурса «Игрушка года».

В 2008–2009 гг. специалистами Центра игры и игрушек была разработана концепция экспертизы предметно-пространственной среды ДОУ, которая была апробирована в ДОУ Москвы и внедрена в программе ЮНЕСКО по экспертизе и модернизации среды ДОУ в Ханты-Мансийском автономном округе. Е.О. Смирнова руководила также серией исследований, посвященных игре детей с современными образными игрушками (куклы Братц), восприятию детьми современных мультфильмов и ролевой позиции ребенка при игре в компьютерную «сюжетную игру».

На протяжении 20 лет Е.О. Смирнова вела активную педагогическую работу в различных вузах и образовательных учреждениях повышения квалификации: МГППУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, МПГУ, Еврейском университете и др. Она читала лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, по развитию общения и межличностных отношений, по психологии игры и игрушки, вела семинары и вебинары, выезжала с лекциями в разные регионы вплоть до Камчатки и Сахалина.

По ее инициативе в МГППУ появилась программа повышения квалификации по теме «Игра и игрушка в работе педагога и психолога». А в 2017 г. под ее руководством на базе Центра игры и игрушки МГППУ была разработана не имеющая аналогов в России магистерская программа «Игра и детство», которая успешно реализуется и пользуется спросом при подготовке специалистов в области детской игры. Под научным руководством Е.О. Смирновой успешно защищено более 20 кандидатских диссертаций.

Е.О. Смирнова – автор и соавтор многочисленных публикаций: статей, учебников, учебных пособий, научных монографий и популярных книг, которые отражают широту и адресацию ее интересов: Развивающие игры для дошкольников (в соавт. с З.М. Богуславской. М., 1992); Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах (науч. монография; М.; Воронеж, 1998); Психология ребенка (учебник для пед. вузов и пед. училищ; М., 1997); Детская психология (учебник; М., 2003, 2006, 2008, 2013, 2014; СПб., 2017); Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция (методич. пособие, в соавт.; М., 2003); Искусство общения с ребенком (в соавт.; М., 2004); Диагностика психического развития ребенка от рождения до 3 лет (методич. пособие, в соавт.; М., 2003, 2005, 2013); Педагогические системы и программы дошкольного воспитания и образования (учеб. пособие; 2005, 2020); Экспресс-психодиагностика. Введение в целостную психологию. Методики и тесты (М., 2005); Дошкольник в современном мире (М., 2006); Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста и Методические материалы к комплексной образовательной программе (учебно-методич. пособие, в соавт.; М., 2008, 2016); Конфликтные дети (в соавт. с В.М. Холмогоровой; М., 2009); Лучшие развивающие игры (М., 2010); Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками (учеб. пособие; М., 2012); Организация предметно-игрового пространства в детском саду (методич. пособие, в соавт.; М., 2012); Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки (учебно-методич. пособие, в соавт.; М., 2014); Ваш ребенок от 0 до 3. Книга для молодых родителей (Ростовн/Д., 2014); Организация игровой деятельности (учеб. пособие, в соавт. с Е.А. Абдулаевой; Ростовн/Д., 2016); Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду (методич. пособие, в соавт.; 2016); Развитие личности ребенка от года до трех (в соавт., М., 2018); Психология и педагогика игры (учеб. пособие, в соавт. с И.А. Рябковой, 2019); Общение и его развитие в дошкольном возрасте (учеб. пособие; М., 2020) и др. Всего в списке ее научных публикаций более 250 работ.

Е.О. Смирнова обладала талантом популяризатора научных знаний. Она умела излагать научные данные просто и увлекательно. Она входила в состав разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и внесла ключевой вклад в утверждение ценности и развивающего значения детской игры на уровне законодательной базы, обязательной для всех дошкольных учреждений страны.

Е.О. Смирнова являлась членом Российского психологического общества, Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), Международного общества исследователей развития поведения (ISSBD), Международной ассоциации исследователей игры (IPA). Она участвовала в работе двух специализированных диссертационных ученых советов, являлась экспертом научно-технической сферы ГУ РИНКЦЭ и членом Федерального экспертного совета (ФЭС) при Министерстве образования и науки РФ. Она была членом ряда ученых советов: Психологического института РАО, Научного центра психического здоровья АМН, Института дошкольного детства. Она входила в состав редакционных советов и редколлегий ряда журналов: «Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание», «Психическое здоровье детей и подростков», «Психологическая наука и образование», «Современное дошкольное образование», «Современная зарубежная психология».

Е.О. Смирнова постоянно участвовала в международных конференциях и семинарах, активно общалась и сотрудничала с коллегами по всему миру: Бразилия, Великобритания, Германия, США, Дания, Греция, Пуэрто-Рико, Финляндия, Швеция и др.

За успешную научную деятельность была награждена медалью К.Д. Ушинского (2004); медалью Г.И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2001);стала лауреатом конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования» (2001, 2002); была удостоена премии Правительства РФ за цикл трудов «Система воспитания и развития детей от рождения до семи лет» (2011); дипломом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» за научно-практический проект «Психолого-педагогическая экспертиза игрушек» в номинации «Проект года в психологической практике» (2012).

Елена Олеговна неизменно заряжала своим оптимизмом и энергией, вдохновенно отстаивала позицию по принципиальным вопросам детства и вызывала уважение у коллег и у оппонентов не только как известный ученый, но и как обаятельный, интеллигентный и увлеченный специалист. Во всем невероятно активная и любознательная, она была замечательным, добрым, отзывчивым, открытым человеком, ее любили и ценили все, кому довелось с ней встретиться. В течение более четырех десятков лет Елена Олеговна участвовала в знаменитом психологическом капустнике ПИ РАО в качестве автора и исполнителя, неизменно пользуясь огромным успехом у слушателей.

Пусть добрая память живет в сердцах, где остался ее неизгладимый светлый след, пусть дело ее жизни вдохновляет на радостный труд во имя детства.