19 марта
Л.А. Петровская родилась 13 ноября 1937 г. в
Воронеже в семье военного летчика. В 1955 г. с серебряной медалью закончила среднюю школу в г. Бузулуке и поступила на
философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончила в 1960 г.
Затем она преподавала философию в Новосибирской консерватории и в Киевском
политехническом институте, училась в аспирантуре философского факультета МГУ. В
1969 г. защитила кандидатскую диссертацию, которая была посвящена проблематике
международных конфликтов. После окончания аспирантуры работала на кафедре
методики конкретных социальных исследований философского факультета — первой
социологической кафедре в МГУ им. М.В. Ломоносова.
На кафедре социальной психологии факультета
психологии МГУ Л.А. Петровская работала с 1972 г. — с
момента ее основания. Лариса Андреевна внесла уникальный вклад в становление
специализации по социальной психологии на факультете психологии. Все эти годы
она отдавала много энергии и душевных сил преподаванию и научной работе, в
которую вовлекала студентов и аспирантов. За время работы на кафедре социальной
психологии Л.А. Петровская подготовила 36 кандидатов
наук, под ее руководством было защищено более 200 курсовых и дипломных работ.
За 33 года работы на кафедре социальной
психологии Л.А. Петровская читала общий курс «Социальная психология», спецкурсы
«История социальной психологии», «Зарубежная социальная психология XX
столетия», «Теоретические и методические основы социально-психологического
тренинга», «Психология педагогического общения», «Социальная психология
здоровья» и «Социальная психология повседневной жизни». На протяжении многих
лет вела занятия спецпрактикума по темам «Групповая
дискуссия» и «Социально-психологический тренинг».
Как один из первопроходцев разработки и
применения активных методов обучения в нашей стране, Л.А. Петровская
внедряла интерактивные методы в учебную работу со студентами на кафедре
социальной психологии. Ее занятия были интересными и живыми, а психологические
знания, которые она несла студентам, никогда не были абстрактными. Они всегда
были повернуты к людям в аудитории, с которыми Лариса Андреевна работала и как
преподаватель и как практический психолог одновременно, — в этом состояла
уникальность ее дара и педагогической позиции. Ее занятия оставляли глубокий
след в душах учеников. Наверное, поэтому Лариса Андреевна — человек
увлеченный и неравнодушный — была любимым преподавателем многих поколений
студентов кафедры социальной психологии. В 2000 г. Л.А. Петровской было
присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета», а в
2006 г. она была удостоена Ломоносовской премии за педагогическую работу.
Л.А. Петровская стояла у
истоков разработки теории и складывания практики социально-психологического
тренинга в нашей стране с середины 1970-х гг. Ее докторская диссертация (1986), монографии «Теоретические
и методические проблемы социально-психологического тренинга» (1982) и
«Компетентность в общении: социально-психологический тренинг» (1989), учебное
пособие «Диагностика и развитие компетентности в общении» (с коллегами, 1990)
посвящены осмыслению этой области практики, исключительно значимой для развития
практической социальной психологии, коррекции трудностей повседневного общения
людей и совершенствования общения представителей человекоориентированных
профессий.
В сферу научных интересов Л.А. Петровской
входили проблемы межличностного общения, понимаемые с гуманистических позиций,
— как проблемы конструктивного диалога, личностного саморазвития, преодоления
одиночества. Л.А. Петровская — автор многочисленных научных работ по психологии
общения (повседневного, педагогического, семейного). Особое место в поле
исследований Ларисы Андреевны занимала проблема обратной связи в межличностном
общении, она стала родоначальником традиции изучения межличностной обратной
связи в отечественной социальной психологии.
Л.А. Петровская внесла
также большой вклад в подготовку учебной литературы для студентов, изучающих
социальную психологию. Она соавтор учебных пособий «Современная социальная
психология на Западе: Теоретические направления» (1978), «Зарубежная социальная
психология XX столетия: Теоретические подходы» (2001); соредактор хрестоматии
«Современная зарубежная социальная психология: Тексты» (1984); соавтор и
соредактор учебного пособия «Введение в практическую социальную психологию»
(вышедшего несколькими изданиями — 1994, 1996, 1997).
В 1995 г. Л.А. Петровская была избрана
членом-корреспондентом Российской академии образования. Она была членом трех
ученых советов: на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, на факультете
психологии Государственного университета «Высшая школа экономики» и в Центре
семьи и детства РАО. Она была экспертом фонда РГНФ, а также членом экспертного
совета отделения возрастной физиологии и психологии РАО.
Лариса Андреевна была очень светлым человеком,
она вкладывала душу во все, что делала, не жалела сил для реализации в собственной
жизни принципов гуманистической и помогающей психологии, всегда приходила на
помощь окружающим — коллегам, ученикам, всем, с кем сталкивала ее жизнь. На
протяжении многих лет она неустанно занималась социально-психологическим
просвещением людей, объездив с лекциями всю нашу огромную страну и оставляя
всюду, где бывала, частички своей души. Помогать людям было смыслом ее жизни, и
даже тяжелая болезнь не смогла ей в этом помешать. Коллеги, друзья и
многочисленные ученики Ларисы Андреевны, горячо ее любившие, глубоко скорбят о
ее кончине. Память о Ларисе Андреевне Петровской — Мастере и Учителе — всегда
будет согревать сердца тех, кому посчастливилось ее знать.