20 июля 2016 г. скоропостижно скончалась Людмила Филипповна Обухова – известный российский психолог, специалист в области психологии развития, детской и возрастной психологии, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии МГППУ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования.

Л.Ф. Обухова родилась 22 июля 1938 г. в Москве, в очень скромной рабочей семье. В 1960 г. она окончила отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Затем работала на родном факультете научным сотрудником, доцентом и профессором кафедры возрастной психологии вплоть до 1999 г.

В 1970-е гг. Людмила Филипповна курировала группу слепоглухих студентов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Много сил она отдала работе в интернате для слепоглухих в Загорске, где для нее открылась «практичность» культурно-исторической теории, на основах которой базировалась работа со слепоглухими детьми.

В 1972 г. Л.Ф. Обухова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование элементов научного мышления у ребенка» под руководством П.Я. Гальперина. Она провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальной верификации ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж. Пиаже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и показала принципиально новые возможности понимания проблемы соотношения обучения и развития в детском возрасте. Работы Л.Ф. Обуховой сохраняют свое значение для организации научно-исследовательской деятельности в системе дошкольного образования, для решения практических задач по развитию детского мышления, для диагностики уровней развития познавательной деятельности детей. Верность идеям П.Я. Гальперина Людмила Филипповна сохранила на всю жизнь. Ее лекции об основных научных идеях учителя стали классикой отечественной психологии.

В докторской диссертации Л.Ф. Обуховой «Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке» (1996) представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. В работе концептуально обобщены сущностные характеристики теорий развития детской психики в рамках культурно-исторической и естественнонаучной парадигм. Л.Ф. Обухова раскрывает возможности генетико-моделирующего подхода в психологической науке.

Основные труды Л.Ф. Обуховой: «Этапы развития детского мышления» (1972), «Концепция Жана Пиаже: за и против» (1981), «Современная американская психология развития» (1986), «Формы и функции подражания в детском возрасте» (в соавт., 1994), «Развитие творческого мышления дошкольника» (в соавт., 1995), «Развитие дивергентного мышления» (в соавт., 1995.), «Неоконченные споры: П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже» (1996), «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» (в соавт., 2001), «Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей» (2009), «Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка» (2010), «Теория П.Я. Гальперина – становление новой отрасли психологии» (2010), «Современный ребенок: шаги к пониманию» (2010), «Выготский и психология развития в его и наши дни» (2012), «П.Я. Гальперин – равный среди равных» (2012), «Психология развития в начале нового века» (2014).

Людмила Филипповна – автор фундаментального учебника «Возрастная психология», впервые вышедшего в свет в 1996 г., многократно переизданного и ставшего классическим. Л.Ф. Обухова была членом редколлегии журналов «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Психологическая нау ка и образование», «Культурно-историческая психология». Под руководством Л.Ф. Обуховой успешно защищены более 30 кандидатских диссертаций и множество дипломных работ.

С именем Л.Ф. Обуховой связано становление факультета психологии образования МГППУ. Она была создателем и бессменным руководителем кафедры возрастной психологии МГППУ. По ее инициативе в университете организована международная магистерская программа «Психология развития». Благодаря энтузиазму Людмилы Филипповны в МГППУ созданы именные аудитории В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже и других классиков отечественной и зарубежной психологии. Л.Ф. Обухова читала базовые дисциплины студентам разных факультетов МГППУ и многих других отечественных и зарубежных вузов. В последние годы она увлеченно работала над документальными фильмами, посвященными различным аспектам психологии развития.

За большой вклад в развитие отечественной психологии Л.Ф. Обухова награждена государственными и профессиональными наградами, среди которых медаль «В память 850-летия Москвы», медаль К.Д. Ушинского, орден М.В. Ломоносова, Почетный знак «Пси золотая». Она лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, член Международного общества культурно-исторической психологии деятельности (ISCAR).

Л.Ф. Обухова была чудесным человеком с необыкновенной доброй улыбкой, тонким, понимающим и принимающим психологом по внутреннему складу, а не только по профессии. Все, кто общался с Людмилой Филипповной, чувствовали ее щедрость, доброту и отзывчивость, внимательное и заботливое отношение к коллегам и многочисленным ученикам – студентам, аспирантам, ценили огромный педагогический дар, исключительную преданность психологическому творчеству.

Психологическая общественность, друзья, коллеги, многочисленные ученики выражают глубокие и искренние соболезнования родным и близким Людмилы Филипповны.