30 октября 2009 г., вскоре после 80-летнего юбилея, оборвалась жизнь доктора психологических наук, почетного академика Академии педагогических наук Украины Ефима Израилевича Машбица.

Е.И. Машбиц родился 19 июня 1929 г. в Киеве. В 1952 г. он окончил Киевский университет им. Т.Г. Шевченко по специальности «украинский язык, логика и психология». В последующие годы он получил практический педагогический опыт, учительствуя в Донецке, а опыт работы с педагогическими и психологическими научными текстами – работая в редакции журнала «Радянська школа». Одновременно Е.И. Машбиц досконально изучал труды отечественных и зарубежных корифеев психологической науки.

В 1960 г. Е.И. Машбиц был приглашен Г.С. Костюком в НИИ психологии Минпроса УССР (ныне это Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины). В этом ведущем научно-психологическом учреждении Украины Е.И. Машбиц трудился полвека – до последних лет жизни. Здесь он осуществил оригинальные исследования, на основе которых защитил кандидатскую (1966) и докторскую (1990) диссертации по специальности «педагогическая и возрастная психология».

Е.И. Машбиц – один из наиболее глубоких исследователей психологических закономерностей и механизмов учения и обучения. Творчески использовав идеи Г.С. Костюка, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других видных психологов, он создал оригинальную целостную концепцию обучения как управления. Эта концепция, наиболее полно изложенная в монографии «Психологические основы управления учебной деятельностью» (К., 1987), высоко оценена специалистами.

Следует подчеркнуть, что понятие управления, в трактовке Г.С. Костюка и Е.И. Машбица, лишено авторитарного звучания. Вместе с тем оно согласовано с содержанием одноименной кибернетической и общенаучной категории; последняя включает такие воздействия на некоторый объект, которые обеспечивают достижение (или сохранение) его параметров, определенных целью управления. При этом способы управления должны в полной мере учитывать специфические свойства объекта (когда объектом является человек, то это, в частности, способность к творчеству, самоуправлению и саморазвитию), и цель управления вполне может, а при гуманистическом подходе должна, предусматривать совершенствование этих свойств.

Теоретическая глубина сочеталась в деятельности Е.И. Машбица со стремлением не просто ответить на текущие запросы социальной практики, но и, следуя научным принципам, способствовать ее прогрессу, овладению новыми цивилизационными рубежами – однако таким образом, чтобы не утратить основополагающих культурных ценностей. Ефим Израилевич был среди тех, кто стоял у истоков компьютеризации образования в СССР. Энтузиаст и организатор внедрения современных технологий на разных ступенях общего и профессионального образования, он решительно противостоял технократическим ошибками в этом процессе, всячески содействуя его психологизации и гуманизации.

С начала 1960-х гг. Е.И. Машбиц – один из ведущих участников теоретических и прикладных исследований в области программированного и компьютеризированного обучения (рук. В.М. Глушков и Г.С. Костюк). Вскоре он организует и возглавляет подразделение киевского Института психологии, специально сосредоточенное на этой проблематике (ныне это лаборатория новых информационных технологий обучения). Ему удалось объединить в продуктивный творческий коллектив психологов, с одной стороны, и математиков и инженеров, с другой, – специалистов, различающихся не только по профилю подготовки, но и по типу мышления. В учебных пособиях и компьютерных системах, созданных этим коллективом, а также в книге Е.И. Машбица «Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения» (М., 1988) нашли воплощение новаторские подходы к проектированию и внедрению современных информационных технологий в образовании.

Ефим Израилевич был человеком, исполненным энтузиазма, страстным, искренним и принципиальным в отношении к науке, к профессиональной деятельности, к актуальным общественным проблемам и одновременно – остроумным, жизнерадостным, а главное – очень человечным, всегда готовым оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Его живой образ и в дальнейшем будет оказывать мощное положительное влияние на всех, кому посчастливилось непосредственно общаться с ним. А оставленные им труды будут служить развитию психологической науки и полноценному использованию ее достижений.