5 июня 2008 г. ушел из жизни Олег Александрович Конопкин — доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.

О.А. Конопкин родился 29 мая 1931 г. в Ростове-на-Дону в семье служащих. Школьные годы провел в г. Балашове Саратовской области. В 1949 г. окончил среднюю школу с отличием. Выбор специальности для последующего образования не был трудным – он продолжил специальность отца, который работал в то время заведующим кафедрой педагогики и психологии Балашовского педагогического института (мать работала старшим преподавателем русского языка и литературы). В 1949 г. поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, которое окончил с отличием в 1956 г. Именно в университете сложился устойчивый интерес к исследовательской и практической деятельности в области общей психологии.

Вся последующая биография О.А. Конопкина была неразрывно связана с Психологическим институтом РАО, в котором он начал работать в 1957 г. лаборантом лаборатории психологии труда. На всех этапах научной деятельности О.А. Конопкин всегда находился в центре научной и общественной жизни института. В течение трех лет он был ученым секретарем института, в течение 12 лет – заместителем директора института. О.А. Конопкин много лет являлся членом и заместителем председателя специализированного совета по защите диссертаций при Психологическом институте, членом специализированных советов по защите диссертаций при Московском педагогическом государственном университете, Институте психологии РАН и факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1970 по 1981 гг., а затем с 1988 по 1993 г. О.А. Конопкин был заместителем главного редактора журнала «Вопросы психологии». В 1992 г. он был избран академиком РАО.

О.А. Конопкин начинал свою научную деятельность под руководством Д.А. Ошанина, успешно защитив в 1964 г. кандидатскую диссертацию по актуальным проблемам работы оператора в системе «человек и автомат». В 1970 г. О.А. Конопкин возглавил исследовательскую группу по изучению произвольной активности человека, созданную на базе лаборатории психологии труда; в дальнейшем эта группа была преобразована в лабораторию психологии саморегуляции.

Уже в 1970-е гг. он приступил к разработке стратегии исследования осознанного регулирования произвольной деятельности, очертив круг принципиальных методологических и теоретических проблем общей психологии применительно к решению актуальных практических задач. Началась продуктивная разработка концепции осознанной психической регуляции поведения и деятельности человека, ставшая делом жизни Олега Александровича. Проведенные им в этот период исследования обобщены в докторской диссертации, защищенной в 1977 г., а также в многочисленных научных статьях, опубликованных в различных сборниках и журналах.

О.А. Конопкин первым заявил исследование психологической саморегуляции как отдельной задачи психологии в лаборатории психологических проблем регуляции деятельности. Как следует уже из названия лаборатории, первоначально проблема саморегуляции изучалась в контексте деятельностного подхода. Тем не менее он, в отличие от других исследователей, выделял и исследовал саморегуляцию как относительно самостоятельную совокупность (подсистему) специфически регуляторных процессов целостной психологической структуры деятельности.

О.А. Конопкин разработал «нормативную» концептуальную модель, воспроизводящую наиболее общие структурно-функциональные моменты строения процессов саморегуляции (1980). Ее отличительной чертой и достоинством является не только теоретическая обоснованность, но и систематическая проработка в экспериментальном и эмпирическом плане.

Концептуальные представления о модели саморегуляции были разработаны и экспериментально проверены применительно к сенсомоторной деятельности человека, а затем успешно использовались и для анализа регуляторных процессов в учебной и в других видах профессиональной деятельности, а также в спорте высших достижений. Было убедительно показано, что успешность в различных видах практической деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект (недостаточная реализация какой-либо функционального звена системы саморегуляции, неразвитость межфункциональных связей) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность в самых различных видах деятельности.

О.А. Конопкин стал основоположником нового направления в психологической науке – психологии саморегуляции человека. По этой тематике защищены около 40 кандидатских и пять докторских диссертаций. Его последователями разрабатывается фундаментальная проблема регуляторных оснований психического развития человека, исследуются индивидуальные и возрастные закономерности саморегуляции. О.А. Конопкин являлся почетным председателем научной секции «Психология саморегуляции» РПО. Большую известность получил его фундаментальный труд «Психологические механизмы регуляции деятельности» (М.: Наука, 1980). О.А. Конопкиным была разработана оригинальная концепция психологической саморегуляции, которая является результатом и критерием общего психического развития человека как субъекта деятельности, общения, самосознания, поведения в целом.

Уже в 1970-х гг. О.А. Конопкин говорил о необходимости развития системно-субъектного подхода к изучению структуры процессов саморегуляции, который позволит эмансипироваться от частных специфических особенностей различных видов деятельности и вместе с тем не будет препятствовать детальному рассмотрению и учету конкретных психических процессов и явлений, реализующих отдельные звенья процесса регуляции какой-либо определенной деятельности.

Отличительными особенностями Олега Александровича как ученого были гибкость мышления и постоянная готовность к творчеству. Основную ценность научных работ он видел в результатах, которые приводят к возникновению новых направлений исследования, дают какие-то ранее не существовавшие основания для новых, оригинальных работ. Именно такими являются последние работы О.А. Конопкина. В них содержатся теоретические и методологические предпосылки для зарождения новых направлений исследования человека как субъекта активности. Его последние статьи посвящены общей способности к саморегуляции, а также выделению и соотнесению операционального и содержательного аспектов анализа саморегуляции, роли эмоций в саморегуляции, критериям развития субъектности человека.

Олега Александровича отличал редкий дар быть искренним и честным по отношению к окружающим его людям и науке. Его требовательность к себе и другим удивительно сочеталась с глубочайшим чувством такта, интеллигентностью и простотой в общении.

Ушел из жизни яркий, талантливый, остроумный человек, известный ученый, преданно служивший психологической науке. Светлая память об Олеге Александровиче Конопкине навсегда останется в сердцах его друзей, коллег, учеников и последователей.