Д. И. Фельдштейн

 

2 сентября 2015 г. ушел из жизни Давид Иосифович Фельдштейн – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО, лауреат премий Президента и Правительства РФ в области образования.

Д.И. Фельдштейн был одни м из ярких представителей московской психологической школы, активным организатором передовых фундаментальных исследований на стыке психологии и педагогики. Результаты его более чем шестидесятилетней научной деятельности обобщены в научных трудах и статьях, широко известных как в России, так и за рубежом.

Родился Давид Иосифович 30 ноября 1929 г. в Воронеже, в 1941 г. был эвакуирован в г. Душанбе, где в 1947 г. окончил школу № 1, а затем исторический факультет Душанбинского педагогического института. Уже в юности он начал свою активную психолого-педагогическую деятельность, участвуя в работе с подростками сначала в качестве вожатого, а после получения диплома – в качестве педагога, воспитателя. Д.И. Фельдштейн работал школьным учителем, затем инспектором школ гороно. С 1952 г. он на протяжении 18 лет был директором средних общеобразовательных школ разного типа, в том числе комплексной школы-интерната и специальной школы по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей.

С 1965 по 1970 г. Д.И. Фельдштейн заведовал проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского госуниверситета. Одновременно (1966–1970) он был начальником отдела детдомов и школ-интернатов Министерства образования Таджикской ССР. В 1963 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей».

В 1969 г. на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Д.И. Фельдштейн защитил докторскую диссертацию на тему «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте». В 1970–1974 гг. он заведовал кафедрой психологии и педагогики Таджикского университета, все больше погружаясь в психологическую проблематику. Большое внимание в исследованиях он уделял представлениям о развитии психики подростка, в которых гармонично сочетаются практические положения о способах воспитания и обучения с теоретико-эмпирическими идеями о том, каким образом можно понять и объяснить глубинные причины поведения, скорректировать негативные отклонения в развитии личности.

В 1974–1996 гг. Д.И. Фельдштейн возглавлял лабораторию психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Москва). В этот период были разработаны основы концепции психического развития в подростковом и юношеском возрасте. В 1996 г. Д.И. Фельдштейн был избран членом-корреспондентом РАО, в 1999 г. – ее действительным членом. В 1999–2008 гг. являлся академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии, а с 27 апреля 2001 г. вице-президентом РАО. Он был также почетным членом Американской психологической ассоциации.

Большую роль в жизни Д.И. Фельдштейна сыграло знакомство, а потом и дружба с ведущими отечественными психологами – М.Г. Ярошевским (с которым он вместе работал в г. Душанбе), А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, А.В. Петровским. М.Г. Ярошевский привил ему вкус к истории и методологии науки, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин ввели в глубины теоретических положений культурноисторической и деятельностной парадигмы.

Д.И. Фельдштейн опубликовал более 300 научных работ, в том числе 25 монографий и 20 учебников и учебных пособий. Разработанные ученым фундаментальные положения стали классикой отечественной психологии развития, вошли в учебные пособия для педагогических университетов и институтов. В их числе: «Трудный подросток» (1972); «Психология воспитания подростка» (1978); «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков» (1982); «Психология современного подростка» (1987); «Психология развития личности в онтогенезе» (1989); «Психология развивающейся личности» (1996); «Социальное развитие в пространстве-времени детства» (1997); «Психология развития человека как личности» (2005); «Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства» (2005); «Мир Детства в современном мире» (2013).

Труды Д.И. Фельдштейна получили широкое признание как в России, так и во многих странах дальнего (США, Канада, Япония, Португалия, Франция, Великобритания, Финляндия, Словения, Чехия, Венгрия и др.) и ближнего зарубежья (Украина, Беларусь, Литва, Латвия, Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан). Они переведены на многие языки. Под его руководством и при консультировании подготовлено и защищено 73 кандидатских и 12 докторских диссертаций.

Д.И. Фельдштейн был удостоен высоких правительственных наград – ордена Трудового Красного Знамени (1960), медали «За доблестный труд» (1970), медали К.Д. Ушинского (1989), Почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000), ордена Почета (2005). В 1998 г. он получил премию Президента Российской Федерации в области образования, а теория психологии взросления была удостоена в 2006 г. премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Давид Иосифович умел эффективно решать задачи любой сложности и добиваться максимальных результатов. Пройдя непростой жизненный путь, он внес огромный вклад в развитие возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Им разработаны теория общественно полезной деятельности в подростковом возрасте и концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе, раскрывающая закономерности становления социальной зрелости детей и подростков. По сути, им была создана принципиально новая социально-нормативная периодизация психического развития личности. Его научные идеи получили развитие в трудах многочисленных учеников и последователей.

Мы навсегда сохраним память о Давиде Иосифовиче как о неподражаемом руководителе и глубоком оригинальном мыслителе.