5 июня 2016 г. ушел из жизни один из старейших психологов планеты, классик мировой психологической науки Джером Сеймур Брунер. Недавно отметивший свой вековой юбилей выдающийся американский ученый до последних дней вел активную научную и образовательную деятельность, работая профессором в Школе права Нью-Йоркского университета.

Дж. Брунер родился 1 октября 1915 г. на о. Лонг-Айленд (Нью-Йорк) в семье Германа и Роуз Брунер – польских евреев, эмигрировавших в США. С самого детства Джерри проявлял удивительную любознательность и интерес к наукам и искусству, зачитывался художественной литературой, любил театр и кинематограф.

В 1937 г. будущий ученый окончил Университет Дьюка, где прошел курс психологии под руководством известного английского психолога У. Макдауголла. Продолжив обучение в магистратуре Гарвардского университета, Дж. Брунер занимался исследованием полового поведения крыс с точки зрения нейронауки. В 1939 г. он получил степень магистра, а в 1941 г. – степень доктора философии, защитив диссертацию на тему «Психологический анализ международных радиопередач воюющих наций». Будучи в те годы ассистентом и аспирантом Г. Олпорта, Дж. Брунер проводил также исследования по оценке психологического состояния беженцев из нацистской Германии в США.

В начале Второй мировой войны молодой исследователь на волне патриотизма стремился на фронт, однако плохое зрение не позволило ему попасть на передовую. Тем не менее Дж. Брунер был зачислен в отдел психологической борьбы Главного командования союзных экспедиционных сил в Европе (в составе Разведывательного корпуса армии США) и в 1941–1944 гг. проходил службу во Франции, внеся свой вклад в победу над нацизмом.

После войны ученый работает в Гарвардском университете, экспериментально исследует зависимость перцептивных процессов от прошлого опыта человека и личностных факторов (потребностей, ценностей), вводит фиксирующий эту зависимость термин «социальное восприятие», развивает идею категоризации как процесса, лежащего в основе перцепции и мышления, создает методику формирования искусственных понятий и др.

В 1952 г. Дж. Брунер становится действительным профессором Отделения социальных отношений Гарвардского университета. В 1960 г. – совместно с Дж. Миллером открывает в университете Центр когнитивных исследований. Ученые стремятся вернуть психологию, в которой в то время доминировал бихевиоризм, к изучению ментальных процессов, рассматривая их не в качестве «промежуточной переменной» между стимулами и реакциями, а как обладающий собственной онтологией предмет психологической науки.

В 1950–1960-е гг. Дж. Брунер развил бурную академическую деятельность, став одним из лидеров когнитивной революции в науке. Он пересматривает теорию стадий развития интеллекта ребенка, разработанную Ж. Пиаже и формулирует собственную, развивает некоторые идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского и культурной антропологии применительно к психическому развитию ребенка, которое он рассматривает не как созревание, а как активное конструирование ребенком новых идей, понятий, ментальных моделей действительности в процессе обучения.

Широкую известность Дж. Брунеру принесла опубликованная в 1960 г. книга «Процесс обучения», которая была переведена на 17 языков. В его теории обучения большое внимание уделено мотивационным и культурным факторам формирования познавательного интереса ребенка, структурированию знаний (классификации и категоризации), разным режимам предъявления материала (образному, вербальному, символическому), а также обучению последовательности действий при его освоении.

При президенте Дж. Кеннеди Дж. Брунер возглавлял Научно-консультативный совет, при Л. Джонсоне был руководителем Национального института здоровья и развития ребенка. В 1965 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации.

В 1972 г. ученый переезжает в Англию и становится профессором Оксфордского университета, проводит исследования психического развития детей младенческого и раннего возраста, в частности усвоения ими языковых средств общения. Отвергая идею универсальной грамматики Н. Хомски, Дж. Брунер предлагает альтернативу в виде использования теории социального взаимодействия для объяснения развития языка, а также приходит к выводу о том, что логический синтаксис и преимущественно язык формируют наше мышление.

В 1980 г. ученый возвращается в США и в 1981 г. занимает должность профессора в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Дж. Брунер разрабатывает теорию нарративного конструирования реальности, а позднее в 1990-е гг. обращается к юридической психологии и изучает психологические аспекты правового поведения. Последние годы Дж. Брунер вел постоянно действующий семинар в Нью-Йоркском университете, писал статьи и рецензии, вел научную переписку.

Свою профессиональную принадлежность сам ученый оценивал весьма широко, называя себя психологом, биологом, культурным антропологом и педагогом. Также широки были и теоретические идеи, которые он развивал всю свою долгую жизнь, – идеи культурной обусловленности психики человека и социального конструктивизма. Дж. Брунер постоянно подчеркивал, что мир – это открытый вопрос, это пространство возможностей и альтернатив, которые человек в состоянии культивировать.

Ученый поддерживал тесные профессиональные связи с российскими психологами, особенно с А.Р. Лурией, которого называл близким другом, неоднократно бывал в нашей стране, выступал с лекциями и докладами, публиковался в отечественных журналах. Примечательно, что свое последнее интервью, состоявшееся 30 ноября 2015 г., Дж. Брунер дал российскому психологу. Носитель живых впечатлений о многих выдающихся психологах XX столетия – У. Макдауголле, Г. Олпорте, К. Левине, Б.Ф. Скиннере, Э. Фромме, А.Р. Лурии, Т. Дембо и других, – Дж. Брунер охотно делился своими воспоминаниями, подчеркивая при этом большой вклад, который внесли российские ученые в мировую науку. Оценивая современное состояние и перспективы психологии с высоты своего огромного научного опыта, Дж. Брунер высказал убеждение в том, что психология сейчас отнюдь не в кризисе, а обладает множеством возможностей для своего развития.

Восхищение вызывают не только обширные научные достижения ученого, но и его человеческие качества. Дж. Брунер до конца своих дней оставался доброжелательным, тактичным, отзывчивым и поразительно открытым человеком, а его обаяние, жизнерадостность и юмор были проявлениями его оптимистичного отношения к жизни. Мировая психология понесла большую утрату, но теплая память о Джероме Брунере будет долго жить в сердцах тех, кому посчастливилось знать этого замечательного человека.

 

А.М. Двойнин

Москва