А. М. Прихожан

 

20 мая 2015 г. ушла из жизни Анна Михайловна Прихожан – неординарный человек, известный российский ученый, доктор психологических наук, профессор.

А.М. Прихожан родилась 6 сентября 1946 г. в Москве, в большой, интеллигентной, трудолюбивой и очень дружной семье. Высшее образование получила в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на факультете русского языка и литературы по специальности учитель русского языка и литературы.

Сразу после окончания института (в 1968 г.) А.М. Прихожан связала свою судьбу с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне – Психологический институт РАО), где прошла путь от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Все годы трудилась в одной и той же лаборатории (сегодня она называется лабораторией научных основ детской практической психологии).

А.М. Прихожан – крупнейший отечественный специалист в области педагогической, детской и возрастной психологии, она внесла огромный вклад в разработку сложнейших проблем психологии развития, психологии личности, психологии эмоций, в частности, психологии тревожности и других эмоционально-личностных нарушений (в контексте нормального развития). Круг ее научных интересов был чрезвычайно широк. Но главное, что занимало ее ум и душу, это проблема становления личности растущего человека, проблема его переживаний на пути взросления.

В 1977 г. А.М. Прихожан успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков». Глубокий научный интерес к проблеме тревожности сохранился и в дальнейшем: тема докторской диссертации – «Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект)» (1996). Теоретический анализ этой проблемы, результаты многочисленных экспериментальных исследований представлены в монографии «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» (2002), в многочисленных статьях, а также в ставшей бестселлером книге «Психологический справочник для неудачников, или Как обрести уверенность в себе» (1994).

В 2004 г. А.М. Прихожан стала заведующей лабораторией психологии эмоций в Психологическом институте им. Л.С. Выготского РГГУ, продолжая активное сотрудничество с Психологическим институтом РАО

Всего А.М. Прихожан опубликовано более 250 научных, научно-методических и научно-практических работ. Многие из них долго еще будут настольными книгами для психологов и педагогов. Анна Михайловна любила науку психологию, верила в ее возможности и надеялась, что придет то время, когда с помощью знаний, которые накопила психологическая наука, люди научатся жить полноценной и радостной жизнью, преодолевая трудности и невзгоды, разрушать барьеры (чаще всего в себе самом), которые мешают этому.

Исследования А.М. Прихожан всегда были не только направлены на решение теоретических проблем, но и ориентированы на использование их результатов в педагогической практике. В ее исследованиях блестяще реализовано плодотворное взаимодействие науки и практики. Она принимала самое активное участие в научной и научно-практической разработке целого ряда масштабных проектов, чрезвычайно важных не только для психологической науки и практики, но и для системы образования в целом. Результаты исследований, выполненных ею самой, а также под ее руководством, оказали существенное влияние на создание и развитие в нашей стране практической психологии образования. Неоценимо ее участие в разработке проблемы развития психологической грамотности детей и подростков, в создании комплекта учебных и учебно-методических пособий для обеспечения системы воспитания психологической культуры учащихся в современной школе. В течение многих лет ею разрабатывалась проблема развития и воспитания детей-сирот.

А.М. Прихожан является лауреатом премии Президента  Российской Федерации в области образования (1996) и лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования (2006).

Много времени, энергии и душевных сил она отдавала преподавательской деятельности. Ею были разработаны уникальные курсы лекций, которые всегда пользовались успехом у студентов, магистрантов, аспирантов в РГГУ, на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в МГППУ, в системе подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров всех уровней. Тематика лекций многогранна: психология развития и возрастная психология, психология личности, эмоционально-личностные нарушения, социальная возрастная психология, психология подростка.

Анна Михайловна не только читала лекции и вела семинарские занятия, но и руководила курсовыми и дипломными работами, под ее руководством успешно защищены 14 кандидатских диссертаций по различным направлениям детской, возрастной и педагогической психологии.

Помимо разносторонней научно-исследовательской и преподавательской деятельности А.М. Прихожан вела большую научно-общественную работу как заместитель председателя диссертационного совета по психологии РГГУ, член диссертационных советов психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологического института РАО, член Экспертного совета по психологии РГНФ, эксперт РНФ.

Самое главное, Анна Михайловна была очень светлым человеком, среди отечественных психологов и педагогов всех возрастных категорий пользовалась необыкновенным авторитетом. Она вкладывала душу во все, что делала, всегда приходила на помощь окружающим, чрезвычайно внимательно относилась к каждому. Ее любили и любят родные, друзья, коллеги, ученики, люди, с которыми она встречалась на протяжении своей жизни. Ее имя ассоциируется с такими редкими сегодня явлениями, как высокая профессиональная эрудиция и честность, широчайший научный и общекультурный кругозор, независимость суждений, истинная интеллигентность, порядочность, скромность, верность делу, гуманистическим отношениям и идеалам.