В

 

 

10 августа 2002 г. скончалась доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Валентина Яковлевна Ляудис. Вся ее жизнь была посвящена науке, развитию передовых идей психологии, ориентированных на практику обучения.

В.Я. Ляудис родилась 4 февраля 1932 г.  в Симферополе. В 1955 г. она с отличием закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Большую часть своей жизни, начиная с 1970 г., Валентина Яковлевна посвятила работе на факультете психологии, с 1984 г. она — профессор кафедры педагогической психологии и педагогики. В 1996 г. В.Я. Ляудис было присвоено звание заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2001 г. она была награждена медалью К.Д. Ушинского. Более 10 лет (с 1987 г.) В.Я. Ляудис являлась заместителем председателя Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) университетов РФ.

Главное направление научных исследований В.Я. Ляудис в 1960–1970-е гг. — проблемы психологии памяти. В.Я. Ляудис впервые описала функциональную структуру и условия развития четырех генетически различных форм памяти: бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; переходной, внешне опосредствованной памяти; осознаваемых произвольных процессов памяти; метапамяти. Она выявила специфику процесса функционального развития памяти, связанную с ростом готовности к предстоящему. Это осуществляется при реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. Общепризнанным является подход В.Я. Ляудис, рассматривающий память как регуляторное образование личности, направленное на пространственно-временную (хронотопическую) организацию поведения, деятельности и отношений в соответствии со смыслами и целями личности.

Уже в первом цикле работ (1970–1977), где изучались условия становления памяти в раннем онтогенезе, было заложено широкое основание как для теоретических, так и для экспериментальных работ. Под руководством В.Я. Ляудис проводились исследования по изучению функционирования памяти у слепоглухонемых детей, конструировались условия становления системы поведения в естественных ситуациях их жизнедеятельности.

На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти были построены программы обучения письменной речи в начальной школе. Предложенная В.Я. Ляудис и ее последователями модель формирования письменной речи принципиально изменяет функции последней. Интерес В.Я Ляудис к теории продуктивного действования способствовал разработке и совершенствованию концепции учебной деятельности в начальной, средней и высшей школе.

В.Я Ляудис активно участвовала в совместном проекте психолого-педагогического исследования, проводившегося МГУ им. М.В. Ломоносова в сотрудничестве с Берлинским университетом им. В. Гумбольдта. В результате был проведен цикл исследований, направленных на изучение творческой учебной деятельности студентов, активизации их позиции в обучении, что позволило в свою очередь сформулировать концепцию самоорганизации времени жизни и проверить ее экспериментально.

С середины 1970-х гг. В.Я. Ляудис разрабатывала концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками.

В последние годы В.Я. Ляудис исследовала общие вопросы теории и истории педагогической психологии, а также проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Она занималась изучением и совершенствованием методики преподавания психологии, исследовала проблемы формирования личности в юношеском возрасте, а также продолжала разработку психологических основ инновационного обучения. В.Я. Ляудис понимала это обучение как процесс, обеспечивающий развитие личности учителя и учеников посредством включения их в совместную творческую продуктивную деятельность на протяжении всего периода обучения. Эти отношения утрачивают характер принуждения, подчинения власти традиции за счет демократизации позиции учителя. Они не могут быть ничем иным, как отношением сотрудничества, взаимной регуляции, взаимопомощи равных партнеров перед неведомым предстоящим. В процессе учения преобладающим становится творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме, к способу ее решения. Главная ценность отношений — сотворчество учителя и учеников. Изменение характера учебного сотрудничества создает высокую готовность к неопределенному будущему, повышая уровень развития интеллектуально-коммуникативной деятельности и креативности личности.

В.Я. Ляудис проанализировала специфику инноваций в образовании в условиях естественных безмашинных форм его организации, а также исследовала особенности инновационных процессов в ситуации обучения, опосредствованного информационно-компьютерными системами. В своих работах В.Я. Ляудис раскрыла характерные для нашего времени тенденции развития образования и науки как социальных институтов и выделила взаимосвязи между такими направлениями этого развития, как гуманизация, демократизация, технологизация образования и науки.

Научное наследие В.Я. Ляудис составляет около 200 публикаций, из них семь монографий. Под ее руководством защищены многие кандидатские и докторские диссертации.

Осуществленная В.Я Ляудис и ее учениками система экспериментальных и практических исследований имеет важное методологическое значение, открывает перспективу изучения, моделирования и конструирования инновационных форм образования.

В.Я Ляудис всегда пользовалась большим авторитетом при решении как научных, так и организационных проблем. Ее хорошо знали во многих школах Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода и других городов. Под руководством В.Я. Ляудис осуществлялось взаимодействие с рядом образовательных учреждений и психолого-педагогических центров, решающих практические задачи инновационного обучения.

Коллегам и ученикам В.Я. Ляудис навсегда запомнится ее высокая требовательность к научной работе и публикациям, постоянная готовность прийти на помощь и обсудить те моменты в работе, которые вызывали неудовлетворенность и казались неразрешимыми. Кроме того, всех привлекала в ней требовательность, тонкий юмор, бескорыстие и умение найти конструктивный выход из трудного положения.

Прощаясь с талантливым ученым, требовательным учителем и замечательным человеком, важно осознать, что лучшей памятью о Валентине Яковлевне Ляудис будет внедрение и развитие ее психолого-педагогических идей, глубоко гуманистических по своей сути.