Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И. ФЕЛЬДШТЕЙНА

Давиду Иосифовичу Фельдштейну - доктору психологических наук, профессору, академику РАО 30 ноября исполнилось 70 лет. Известный в нашей стране и за рубежом специалист в области психологии развития, педагогической психологии и психологии личности, он внес своими исследованиями крупный вклад в психолого-педагогическую науку и практику, активно участвуя в разработке научных проблем образования.

Д.И. Фельдштейн имеет богатый педагогический опыт - в течение 18 лет он работал учителем и директором средних общеобразовательных школ разного типа, в том числе комплексной школы-интерната (где воспитывались дети от рождения до 18 лет), специальной школы по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, пять лет заведовал университетской кафедрой педагогики и психологии, проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения. С 1974 г. по настоящее время Д.И. Фельдштейн руководит лабораторией психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО.

Д.И. Фельдштейн - автор 217 научных работ, в том числе 27 монографий. Только в последние годы опубликованы "Психология становления личности" (1994); "Проблемы возрастной и педагогической психологии" (1995); "Психология развивающейся личности" (1996); "Социальное развитие в пространстве-времени Детства" (1997).

Труды Д.И. Фельдштейна получили широкое признание как в России, так и во многих странах "дальнего" (США, Канада, Япония, КНР, ФРГ, Португалия, Франция, Англия, Финляндия, Словения, Чехия, Венгрия и др.) и "ближнего" зарубежья (Украина, Беларусь, Литва, Латвия, Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан).

Многоплановая исследовательская деятельность, сочетающаяся с личным педагогическим опытом, позволила Д.И. Фельдштейну создать принципиально новую, целостную теорию поуровневого социального развития личности, раскрывающую закономерности, механизмы социализации-индивидуализации детей, построить на ее основе социально-нормативную периодизацию, установив критерии и единицы измерения социального взросления ребенка, подростка, юноши (девушки).

Д.И. Фельдштейн не только развил имеющиеся в мировой психологии представления об общих закономерностях психического развития, но и существенно дополнил их, введя представления о чередующемся развитии двух личностных позиций, связанных с процессами социализации-индивидуализации и о многостадийности каждой ступени онтогенеза. Четко проведя грань между определением сущности личности и разными формами, способами ее развития, Д.И. Фельдштейн разработал типологию направленности личности, по-новому интерпретировав ведущие мотивы растущего человека, раскрыв механизмы и характер их перестройки.

Фундаментальные положения оригинальной психологической теории, разработанной Д.И. Фельдштейном, стали не просто классическими (они уже вошли в учебники и хрестоматии для педагогических университетов и институтов), но и базовыми, являясь реальным научным основанием для работы психологов и педагогов.

Глубокий анализ психического развития детей на всей обширной дистанции Детства - от младенчества до юности - явился выдающимся достижением Д.И. Фельдштейна, его серьезным вкладом в теорию и практику современного российского образования, открывающим новые перспективные направления развития психолого-педагогической науки, что и стало основанием для присуждения ему премии Президента Российской Федерации в области образования за работы "Психология развивающейся личности" и "Социальное развитие в пространстве-времени детства" (углубляющей и дополняющей положения первой работы).

Вместе с тем Д.И. Фельдштейну принадлежит тщательно проработанная и проверенная на обширном экспериментальном материале теория социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного для подросткового возраста.

Д.И. Фельдштейн теоретически обосновал возможности и раскрыл психологические условия, принципы, механизмы коррекции различных форм отклоняющегося поведения подростков, апробировал их в опытно-экспериментальной работе и успешно внедрил в практику педагогическую технологию перевоспитания подростков-правонарушителей. Он провел глубокий анализ психологических причин развития самодеятельных подростково-юношеских групп, выявил психологические особенности членов различных молодежных объединений, раскрыв условия и способы целенаправленного педагогического взаимодействия с ними.

Д.И. Фельдштейн проявил себя умелым организатором науки, руководителем ряда перспективных направлений исследований (под его руководством подготовлено и защищено 63 кандидатских и 8 докторских диссертаций), учредителем и главным редактором таких исключительных по своей значимости изданий, как "Психологии Отечества" в 70-ти томах, "Духовное единение" в 25-ти томах, серии книг, объединенных в библиотечки "Школьного психолога", "Педагога-практика", журнала "Мир психологии", "Вертикаль развития" и др.

Желаем Давиду Иосифовичу долгих лет жизни, успехов в творчестве, счастья в личной жизни.


Далее...