Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ  В КОНЦЕПЦИИ «ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ» Г.Г. ШПЕТА

Т.Д. МАРЦИНКОВСКАЯ

Работы Г.Г. Шпета всегда отличались комплексным подходом к исследуемой проблеме, стремление не только рассмотреть ее с нескольких позиций, подвергнув критическому анализу разнообразные точки зрения, но и раскрыть общее в этих взглядах, их основные закономерности и тенденции. Однако такой подход требовал энциклопедических знаний, а также погруженности в разные концепции и разные науки. Действительно, в отдельные периоды жизни Г.Г. Шпет был и психологом, и философом, и искусствоведом, и педагогом, и этнографом. И хотя степень его увлеченности разными науками и вклада в них, естественно, неодинакова, стремление к комплексности и системности придает неповторимый характер даже ранним его работам.

И в своих ранних произведениях, и в последующей научной работе в Государственной Академии художественных наук (ГАХН) Г.Г. Шпет стремился завязать новые межпредметные связи. При этом он исходил из того, что будущее науки - именно в межкультурном взаимодействии, на базе которого будет сформировано новое понимание, новое качество и науки, и культуры, и жизни, так как только межкультурные исследования позволят найти всеобщие принципы, объясняющие закономерности не только научного знания, но и всеобщего бытия. В 20-е гг. он пришел к выводу о том, что наиболее продуктивен для разработки такого подхода выбор искусства в качестве основного предмета исследования, так как именно в нем соединяется все то, что было разорвано, разъединено в поисках отдельных объяснительных принципов - как принципов естественных и гуманитарных наук, так и житейских принципов [1].

Разнообразные интересы Г.Г. Шпета выстраиваются в логически осознанный ряд, если рассматривать их с точки зрения одной проблемы, которая является своеобразным лейтмотивом его творчества, - взаимосвязи личности и культуры, их влияния друг на друга. Исследование логики исторического процесса, изучение феноменов сознания и содержания этнической психологии, философия культуры и герменевтика, понимание мира, в том числе социального бытия человека, анализ методологии науки и чисто эмпирических, прикладных способов исследования психики - все это можно рассмотреть с точки зрения основного вопроса о том, что же такое человек культурный, как происходит превращение биологического индивида в социально-историческую личность.

Интерес Г.Г. Шпета к изучению социального бытия, анализу исторических детерминант, формирующих сознание человека, изменяющих внутреннюю форму слова, был связан с общей культурной ситуацией в России в первой трети XX в. Основные проблемы, которые решались в то время учеными, принадлежавшими к разным школам и даже к разным наукам, были схожи между собой, так как в их центре стояли вопросы смысла и сути культуры, различий природного и культурно-исторического бытия, границ и способов влияния культуры на личность. Актуальность этих проблем особенно возрастала в связи с тем идеологическим кризисом, который захватил широкие круги русской интеллигенции. В русле этого мировоззренческого вопроса ставились и более конкретные проблемы исследования искусства, творчества, которое понималось как процесс кристаллизации духа и культуры в продуктах деятельности человека. Характерной чертой времени был и тот факт, что в разных концепциях эти исследования связывались с анализом природы знака и символа, их места и роли в жизни и художественной деятельности человека. Эти вопросы становились лейтмотивом творчества философов, психологов, художников. Значительное влияние оказали они и на творчество Г.Г. Шпета.

Г.Г. Шпет считал, что человека, как и плоды его трудов, нельзя рассматривать только извне. Исходя из соответствия закономерностей и динамики развития внешних и внутренних форм, необходимо изучать и внутреннюю, духовную сущность личности. Поэтому нельзя анализировать науки, связанные с человеком и его творчеством, по прямой аналогии с естественными, точными науками - биологией, математикой и т.д. Методы исследования и критерии истинности, объективности полученных данных должны учитывать и субъективные состояния, установки и ценности человека или группы людей. В настоящее время становится очевидным, что даже в естественных науках, исследующих человека (например, в медицине), и диагноз, и течение болезни, и курс лечения зависят не только от объективного состояния организма, но и от психологического состояния больного и его близких. Тем более это относится к культуре, к исследованию человеческой личности и художественных произведений, созданных ею.

В течение жизни процесс вхождения человека в культуру, его социализации рассматривался Г.Г. Шпетом с разных точек зрения. В ранних работах его внимание было сосредоточено на анализе развития психики, или, как он писал еще в первых заметках, души человека, на ее структуре и содержании. Затем он пришел к выводу, что чисто эмпирическим путем, через исследование психических процессов (памяти, мышления) понять природу становления человека, личности как производного не только биологии, но и культуры, невозможно. Он сделал вывод о том, что без философии, которая должна стать основой всех наук о человеке и его творчестве, невозможно понять ни природу, ни законы психической жизни [5]. Первоначально такую философскую основу он видел в феноменологии. Однако уже к концу 10-х гг. нашего века он пришел к убеждению, что и абстрактная логика не может быть путеводной нитью на сложном пути исследования социального бытия личности. Можно предположить, что в таком пересмотре позиций сыграли роль работы по этнической психологии и лингвистике, которые в это время начали занимать и все больше интересовать Г.Г. Шпета. Не отказываясь от мысли о приоритете философии (и феноменологии) над всеми эмпирическими науками о человеке и его творческой деятельности, Г.Г. Шпет внес существенные изменения в феноменологические принципы Э. Гуссерля, так как в центре его исследования были уже не отвлеченные феномены сознания, а феномены исторического и культурного сознания, содержание которых связано с этническими и эстетическими переживаниями человека.


Далее...