Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

А.А. АДАСКИНА

Принято считать, что в искусстве почвой для зарождения замыслов обычно является восприятие окружающего мира, непосредственный опыт художника. Проблеме эстетического восприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователи художественного творчества, независимо от тех теоретических концепций, которых они придерживаются; например, Р. Арнхейм [1], развивающий положения гештальт-психологии, или Э. Нойман [7], последователь К.Г. Юнга. Уже на этапе восприятия предметной реальности у художника начинается процесс зарождения художественного образа, протекающий, возможно, вне зависимости от того, стоит ли перед ним сознательная творческая задача.

Но каковы эти особенности восприятия, существенно отличающие художников от других людей? Задача нашей работы состояла в том, чтобы попытаться ответить на этот вопрос. Психологических исследований (особенно экспериментальных) в этой области пока недостаточно (отметим близкие по тематике работы Е. Крупника [4]); обычно предметом изучения психологов становится восприятие художественных произведений, а не самой действительности.

Наше исследование посвящено проверке предположений, распространенных в искусствоведении и педагогике искусства: что дети и художники-профессионалы имеют ряд общих психологических черт, таких как "свежесть восприятия", "острота взгляда", "непредвзятость", "яркость впечатлений". Заметим, что речь идет не о способах деятельности и не о конечном продукте творчества, а о присущих детям особенностях восприятия окружающей жизни.

Отсюда вытекает другая задача исследования - конкретизировать представление о тех общих психологических чертах, которые свойственны детскому и художественному восприятию. Это позволило бы рассматривать и использовать данные возрастные особенности детей как благоприятные предпосылки художественного развития.

В нашем экспериментальном исследовании мы опирались на концепцию эстетического отношения (ЭО) к миру как основы способностей к художественному творчеству, разработанную А.А. Мелик-Пашаевым и З.Н. Новлянской [5], [6]. ЭО проявляется в том, что чувственный облик предметов и явлений мира выступает для человека как непосредственное выражение некоторой родственной ему жизни, настроения, характера. ЭО ярко проявляется как доминирующая черта внутреннего мира художника, но его предпосылки обнаруживаются и в детском возрасте. Таким образом, данное исследование посвящено экспериментальному изучению того, как человек, обладающий развитым ЭО, преобразует свой эмпирический опыт в художественные замыслы.


Далее...