Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОТБОРОЧНОГО ИНТЕРВЬЮ КАК ФАКТОР, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ДОВЕРИЕ

С.И. СИМОНЕНКО

Исследуя психологические основания процесса восприятия и оценки правдивых и ложных сообщений, мы получили данные, позволяющие объяснить некоторые элементы механизма возникновения доверия между незнакомыми людьми в процессе общения [9], [10]. Ярким примером такого рода ситуации в обыденной жизни может служить отборочное интервью, или собеседование.

Наверное, каждый работающий человек в той или иной форме проходил эту процедуру при приеме на новую работу. Нервозность, желание произвести благоприятное впечатление, казаться максимально честным и в то же время боязнь выдать информацию, которая могла бы испортить мнение работодателя, и т.п. - эти чувства сопровождают каждого человека, когда он в качестве кандидата на вакансию приходит на собеседование к руководителю, кадровику или рекрутеру (специалисту по подбору персонала). И каким бы опытом и рекомендациями ни обладал кандидат, все в конечном итоге зависит от того, насколько он сможет расположить к себе конкретного интервьюера, который, как каждый человек, при оценке своего партнера по общению опирается на существующие у него эталоны и стереотипы восприятия. Для проводящего собеседование, в свою очередь, также важно расположить к себе кандидата, т.е. вызвать к себе его симпатию и доверие. Вопрос доверия в этом случае очень важен, так как основной задачей интервьюера является получение информации о кандидате, правдивость которой он не всегда имеет возможность проверить иными способами, кроме как во время собеседования [3], [12], [14], [15]. Естественно, что он опасается обмана, постоянно контролирует - сознательно или бессознательно - поступающие сообщения с точки зрения их правдивости, правильности, истинности.

В этих условиях эталоны и стереотипы восприятия человека человеком несут на себе функции своеобразных информационных фильтров, которые, однако, зачастую срабатывают в ущерб самому индивиду, пропуская в его сознание ложную информацию в качестве истинной или, наоборот, блокируя правдивую информацию.

В психологической литературе доверительное общение рассматривается как одна из высших форм общения, так как в ходе его происходит обмен значимыми мыслями, чувствами, переживаниями, раскрываются глубинные, интимные стороны личности на основании уверенности в партнере как в добропорядочном человеке, который не использует доверенную ему информацию против доверяющего [2], [4], [6], [7]. По результатам проведенного опроса В.С. Сафонов выделил следующие четыре типа информационных сообщений, которые, по ответам респондентов, при раскрытии требуют, в силу своей значимости, доверительного отношения к партнеру по общению [6]:

1) о жизненном пути человека, "жизненной философии", об отношении к себе как к личности и т.д.;

2) о включенности личности в конкретную сферу общественно-производственной деятельности (содержание деятельности, отношение к ней, роль в конкретном производственном коллективе и т.д.);

3) о сфере семейных отношений;

4) о проведении досуга.

Вопросы интервью при приеме на работу направлены прежде всего на раскрытие первой и второй тем из приведенного выше списка и отчасти затрагивают третью и четвертую. Это вытекает из основных задач отборочного собеседования, которые можно определить следующим образом [12]:

1. Предоставление кандидату информации о возможной будущей работе.

2. Регистрация и проверка основных автобиографических данных кандидата.

3. Оценка внешности кандидата и стиля его поведения.

4. Проверка соответствия профессионального опыта и знаний кандидата уровню квалификации, необходимому для успешного выполнения предлагаемой работы.

5. Оценка умственных и личностных качеств кандидата.

6. Заключение о том, насколько интервьюируемый подходит для выполнения данного участка работ, и, в зависимости от этого, оказание влияния на его желание занять вакансию.

Следовательно, в процессе отборочного собеседования кандидат должен предоставить незнакомому человеку, выступающему в роли интервьюера, конфиденциальную информацию, раскрытие которой возможно лишь в условиях доверительного общения. Задача интервьюера в данном случае осложняется тем, что он должен не просто воспринять доверенную ему информацию, но систематизировать ее и "отфильтровать" таким образом, чтобы на основе полученных данных оценить пригодность кандидата к выполнению определенных работ и спрогнозировать эффективность его труда.

Именно поэтому авторы текстов по технике проведения интервью единодушно называют искренность одной из важнейших проблем в его проведении, отмечая необходимость расположить к себе собеседника, создать условия для его полной открытости [3], [12], [14], [15]. Добиться этого можно, пройдя несколько стадий построения доверительного общения, для каждой из которых характерны определенные сложности, связанные с сопротивлением интервьюируемого. Это сопротивление вызвано нежеланием кандидата раскрывать информацию, которая, по его мнению, могла бы скомпрометировать его (взаимоотношения в коллективе, причины ухода с предыдущего места работы, несогласие с руководителем и пр.). Каждый интервьюируемый стремится соответствовать образу идеального кандидата, который, как ему кажется, есть у работодателя, искажать или корректировать сведения о себе в соответствии с тем, что предположительно хочет услышать собеседник [12], [14].


Далее...