Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПРЕВРАЩЕННЫЕ ФОРМЫ В ТЕОРИИ АРХЕТИПОВ К.Г. ЮНГА

Е.Ю. ЗАВЕРШНЕВА

В работе "Исторический смысл психологического кризиса" Л.С. Выготский пишет о необходимости продолжать разработку косвенного метода в психологии [1; 343-352], который, по его словам, "есть вопрос жизни и смерти для психологии". По мысли Л.С. Выготского, психология сближается с историей в том, что многие события и факты оказываются недоступными для прямого наблюдения (историческое прошлое) и истолковываются на основании косвенных свидетельств и документов. Однако в психологии истолкование осложняется еще и тем, что события могут быть недоступны для наблюдения даже в настоящем: например, о содержании сновидения или галлюцинации можно узнать только со слов того, кто их увидел.

В 1937 г. К.Г. Юнг писал о том, что следует "...отказаться от мысли, будто психика - ничто, а продукты воображения нереальны <...> Даже если у невроза нет иной причины, кроме воображения, она остается вполне реальной" [11; 137]. Анализ работ К.Г. Юнга дает основание

утверждать, что в отношении по крайней мере двух взаимосвязанных проблем, представляющих собой точки неопределенности внутри психологии, могут быть найдены решения. Как будет показано ниже, психический объект, определяемый понятием "архетип" в теории К.Г. Юнга, может быть отнесен к классу превращенных объектов, или форм, а введение таких объектов в теоретическое описание может способствовать расширению феноменальной области, доступной теоретическому анализу.

Во-первых, существует неопределенность понятия "факт в психологии", создаваемая дихотомией "теория - факт" [1; 313-316], [3; 20-23], [8; 154], [10; 65-68], и неразрешенный вопрос - что считать "чистым" фактом. Психология работает преимущественно с фактами особого рода, которые до сих пор не имеют "постоянной прописки" в психологических теориях. Зачастую факты такого рода (сновидения, галлюцинации, фантазии) являются невоспроизводимыми, в них нельзя непосредственно удостовериться, но они обладают квазисуществованием и оказывают влияние на поведение человека наряду с реальными объектами. Отсутствие методологической основы, позволяющей работать с подобными фактами, создает, в свою очередь, проблему эмпирического базиса многих теорий, который, по выражению К. Поппера, напоминают "сваи, забитые в болото". Открытие такого рода фактов и первые попытки включения их в научный контекст принадлежат, вероятно, З. Фрейду [6].

Во-вторых, существует принципиальное несовпадение описаний "извне" и "изнутри", т.е. с точки зрения наблюдателя и объекта наблюдения; появляется необходимость в процедуре, которую Э. Гуссерль называл "редукцией феномена" [2; 62-82], однако и таким способом окончательного объединения описаний не происходит [5].

Снятию данных проблем может способствовать введение в научный оборот понятий, соответствующих понятию "превращенная форма", которые позволяют выработать объективный подход к изучаемой системе и объединить описание "извне" и "изнутри". Чтобы определить, является ли архетип превращенным объектом, рассмотрим основные характеристики этих объектов.

О ПОНЯТИИ "ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА"

Данное понятие задает совокупность особых объектов, присутствующих во всех науках, изучающих деятельность человека; оно было предложено и разработано К. Марксом. Л.С. Выготский, отстаивая необходимость разработки косвенного метода в психологии, ссылается на "Капитал" К. Маркса и его аналитический метод как на возможный ориентир: "...анализ и эксперимент предполагают косвенное изучение <...> Весь "Капитал" написан этим методом: Маркс анализирует "клеточку" буржуазного общества - форму товарной стоимости -

и показывает, что развитое тело легче изучить, чем клеточку. В клеточке он прочитывает структуры всего строя и всех экономических формаций" [1; 407]. Несмотря на то, что термин первоначально использовался в связи с анализом строения и функционирования сложных социально-экономических систем, он может быть применен также и в психологии, где несовпадение описаний, выполненных с точки зрения абсолютного наблюдателя и с позиции объекта наблюдения, остается явной и пока не устранимой проблемой. Многие психологические феномены, представляющиеся иррациональными и существующими идеально, могут быть объективно проанализированы и обоснованно включены в класс фактов с помощью понятия "превращенная форма". Несмотря на то, что эти феномены могут считаться достоверно наблюдаемыми, а иногда и воспроизводимыми, степень достоверности разнится для наблюдателя и наблюдаемого, варьируя от полностью достоверного события до сомнительного индивидуального высказывания, в зависимости от теоретической установки исследователя. Классическая рациональность (например, в лице позитивизма и его вариантов) не позволяла работать с такого рода фактами и вообще отказывала им в статусе "факт".

Превращенная форма "есть продукт превращения внутренних отношений сложной системы, происходящего на определенном ее уровне и скрывающего их фактический характер и прямую взаимосвязь косвенными выражениями. Эти последние, являясь продуктом и отложением превращенности действия связей системы, в то же время самостоятельно бытийствуют в ней в виде отдельного, качественно цельного явления, "предмета" наряду с другими", который становится "конечной точкой отсчета при анализе свойств функционирования системы в целом, представляется как особое, не разлагаемое далее образование, как "субстанция" наблюдаемых свойств" [4; 270]. Типичным примером превращенной формы в психологии является невротический симптомокомплекс, причина которого может быть воображаемой и "идеальной" (при отсутствии реальных травматических событий), а проявление - "материально" (физический недуг, нарушения поведения и др.) и, на первый взгляд, бессмысленно и иррационально с точки зрения здорового человека. Однако многолетний опыт работы психотерапевтов показывает, что у невроза есть своя характерная логика и что он выполняет определенное действие, имеющее конкретную цель. Парадоксальные невротическое эффекты выступают на поверхности целого, будучи особой формой существования психофизиологической системы невротика; подобные формы обладают определенной самостоятельностью, ведут автономное квазисуществование в качестве "реального" предмета наряду с другими и кажутся законченными и далее неразложимыми. Подобное представление о симптоме характерно, в первую очередь, для самого пациента, но таким же оно первоначально выступает и для аналитика, который только в процессе анализа находит скрытые в нем причины. Невроз представляет собой особым образом организованную систему, среди компонентов которой можно обнаружить факторы, инициирующие невротический процесс и поддерживающие его. Симптом как превращенная форма является продуктом всей системы в целом, и в нем оказываются "снятыми" многие системные связи. По К. Марксу, таким продуктом социально-экономической системы являются деньги: денежная масса сама по себе обладает способностью к самовозрастанию, определяя дальнейшие события в области экономики, функционирует как реальный объект и, несмотря на фетишистские посылки своего существования, в обыденном сознании отражается как внеположная данность [8]. Этим представлением и оперирует экономика, для которой оно есть факт, не требующий в режиме практической деятельности дальнейшего разложения на составляющие. Невротический симптом (и его причина, существующая, быть может, только в психическом плане) является для пациента реальностью, достоверным фактом, который не теряет своей силы даже в том случае, если терапевт объяснит всю механику его возникновения и мнимого существования. Еще З. Фрейд указывал на то, что симптом не исчезает после работы разъяснения, необходима работа понимания и переживания.

Анализируя тексты К. Маркса, М.К. Мамардашвили установил, что по отношению к целой системе, порождающей превращенные формы, последние представляют собой качественно новое явление, особый функциональный орган, предназначенный для духовно-практической деятельности, расширяющий возможности человека [4]. В этом контексте М.К. Мамардашвили нередко ссылался и на работы З. Фрейда [6]. Это "приспособление", как правило, не создается искусственно и не изобретается, а складывается в соответствии с развитием системы и появляется в сознании в "готовом виде". Превращенная форма обычно восполняет или замещает пропущенное звено, по какой-либо причине выключенное из функционирования системы или недостаточно развитое. Невротический симптом, например, позволяет приспосабливаться и косвенно действовать в ситуации, когда прямое действие оказывается невозможным, может выполнять функцию защиты от травматических событий, если обычных ресурсов уже недостаточно.


Далее...