Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 
ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН ПИАЖЕ

Л.М. ФРИДМАН

Маргарет Доналдсон значительную часть своей книги "Мыслительная деятельность детей" посвятила анализу и критике взглядов Ж. Пиаже на процесс интеллектуального развития детей. Она указывает, что "положение об эгоцентризме стало ведущим в его [Ж. Пиаже] теории способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста... Одно из наиболее известных заданий [которые предлагал детям Ж. Пиаже] связано с оценкой умения ребенка принимать во внимание точку зрения другого человека в буквальном смысле этого слова, т.е. способность представить себе, что увидит другой человек, если будет смотреть на ту же вещь, но из иного положения" [1; 20].

Она признает, что Ж. Пиаже "приводит столь обстоятельную и убедительную аргументацию, связывающую воедино различные стороны развития поведения, что трудно поверить, чтобы он мог ошибиться.

Тем не менее в настоящее время получены впечатляющие данные, указывающие на то, что в этом отношении Пиаже действительно не прав" [1; 20].

В заключение анализа проблемы эгоцентризма детей М. Доналдсон делает еще более резкое утверждение: "Дети дошкольного возраста не так уже ограничены в своей способности к "децентрации" или оценке точки зрения другого человека, как многие годы утверждал Пиаже" [1; 36].

На основе каких же данных М. Доналдсон сделала такие выводы?

Главным аргументом были результаты экспериментов, проведенных М. Хьюзом. Если в экспериментах Ж. Пиаже использовался макет местности с тремя горками, и ребенок должен был рассказать или показать на фотографии, как видит этот пейзаж кукла, поставленная с другой стороны макета, напротив ребенка, то в экспериментах М. Хьюза использовался макет, состоящий из двух непрозрачных пересекающихся стенок, разбивающих всю плоскость на четыре сектора, и кукол: ребенка и полисмена, а задание ребенку - участнику эксперимента состояло в том, что он должен был указать тот сектор, куда должна спрятаться кукла-ребенок, чтобы полисмен, стоящий в какой-то позиции перед этим макетом, не увидел ее (рис. 1).

Если в экспериментах Ж. Пиаже, многократно повторенных другими психологами, дети дошкольного и младшего школьного возраста в подавляющем большинстве с заданием не справились (указывали не то, что действительно видит кукла, а то, что видит сам ребенок; проявляли неумение поставить себя на место другого, увидеть мир, в частности, пейзаж на макете, глазами другого человека), то в экспериментах М. Хьюза подавляющее большинство детей в возрасте от 3,5 до 5 лет легко справлялось с заданиями.

Заметим, что теория Ж. Пиаже об эгоцентризме детей обсуждалась и критиковалась многими психологами, начиная с Л.С. Выготского. Критиковались взгляды Ж. Пиаже на процесс интеллектуального развития ребенка, на его объяснение причин наличия у детей эгоцентризма и на процесс спонтанного возникновения децентрации у детей младшего подросткового возраста.


Далее...