Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОПЫТ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Г.А. ЦУКЕРМАН

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Теория учебной деятельности младших школьников, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, из предмета академического интереса стала заметным социальным явлением: около 10 % младших школьников России учатся по программам и учебникам, созданным на основе этой теории. Поэтому некоторые сугубо исследовательские вопросы развития детей средствами учебной деятельности превратились в требовательные запросы практиков обучения. К их числу принадлежит вопрос о субъекте учебной деятельности [6].

Известно, что в любом классе, даже у самых компетентных учителей есть дети, которые субъектами учебной деятельности не становятся, хотя они присутствуют на уроках, усердно и успешно выполняя многие указания учителя. Как субъекты иных деятельностей, сосуществующих с учебной (прежде всего, это репродуктивная деятельность и общение), эти дети могут чувствовать себя в школе комфортно, благополучно и не ощущать никакой ущербности из-за того, что не они служат для некоторых психологов эталонами высших достижений психического развития младших школьников. Однако само существование этой группы детей не позволяет проектировщикам учебной деятельности самоуспокаиваться. Одни в попытках самооправдания ссылаются на "природу" (на характерные индивидуальные особенности этих детей, затрудняющие их участие в учебной деятельности), другие - на пробелы в существующей системе формирования учебной деятельности. Оба подхода: с позиций индивидуальных различий и с позиций проектировки учебной деятельности - равно правомерны при решении вопроса обеспечения условий для воспитания младших школьников как субъектов учебной деятельности. Данное исследование является попыткой соединения этих подходов на основе следующих представлений о субъектности.

Субъект - это источник активности, автор, творец, инициатор преобразований действительности, людей и самого себя - такими поэтическими определениями-метафорами наполнена современная психологическая литература [3], [9], [12]. Эти определения безусловно справедливы, но слишком общи, чтобы послужить основой для решения конкретной практической задачи: определить, является ли ребенок субъектом учебной деятельности, если он на уроке активен? На этот вопрос нельзя ответить утвердительно, пока неизвестно, на что направлена эта активность. А она может быть направлена, к примеру, на то, чтобы завоевать признание одноклассников или похвалу учителя. Такой ученик, безусловно, является субъектом, но субъектом не учебной, а совсем другой деятельности - деятельности общения.

"Искать то, чего еще нет, но что все-таки возможно и что дано субъекту лишь как цель - это основная характеристика жизнедеятельности всякого... субъекта" [7; 27]. На основе такого общего определения субъектности можно построить рабочий критерий для более частного определения того, является или не является ребенок субъектом именно учебной деятельности. Можно предположить, что ребенок является субъектом учебной деятельности, если он участвует в поиске и построении новых способов действия в ситуации постановки учебной задачи. "Для самого субъекта этот результат собственной деятельности выступает в форме идеи о возможном осуществлении цели, в виде "замысла-гипотезы" или "веера" возможностей" [4; 17].

Метод излагаемого здесь лонгитюдного исследования основан на представлении о том, что ядром, сердцем субъектности в учебной деятельности является поиск новых способов действия в ситуации, когда старый способ не работает, а решение новой задачи уже достаточно мотивировано. Детей, наиболее активно включающихся в поиск новых способов действия, мы будем считать подлинными субъектами учебной деятельности даже в том случае, если ими движет не только бескорыстная познавательная страсть. Кто же наши герои, именуемые на жаргоне учебной деятельности "группой прорыва", чем они отличаются от своих одноклассников, какие обстоятельства способствуют или препятствуют попаданию каждого ребенка в эту группу? Для ответа на эти вопросы и была начата данная работа.

Ценностное звучание этим вопросам придает невысказанное представление о том, что лишь субъект учебной деятельности может в полной мере использовать ее развивающие возможности, в частности - обрести общие установки и способы поискового поведения, которое в любых недоопределенных ситуациях (в частности, в ситуации учебной задачи) является оптимальным средством преодоления стресса или фрустрации [18].

* Исследование начато при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601, продолжено благодаря фонду RSS, грант № 161/1998. В проведении экспериментов участвовали студентки Д. Разумова, Ю. Суховерша, В. Холмогорова.


Далее...