Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

Лев Наумович ЛАНДА

29 мая 1999 г. скончался Лев Наумович Ланда — психолог с мировым именем. Вся его жизнь была посвящена науке, развитию передовых идей психологии, ориентированных на практику обучения.

Л.Н. Ланда родился 23 октября 1927 г. в Ростове-на-Дону. Его детство и юность прошли в Ленинграде. Там он закончил школу-десятилетку при консерватории и ЛГУ (философский факультет, психологическое отделение). Свой трудовой путь он начал в Алма-Ате старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики Казахского государственного университета.

Л.Н. Ланда очень рано задумался над проблемой, которую впоследствии сформулировал в названии одной из своих книг: «Умение думать. Как ему учить?» Разработка этой проблемы стала делом всей его жизни. Первое исследование он завершил в период учебы с 1953 по 1955 г. в аспирантуре при кафедре педагогики и психологии Ярославского пединститута и успешно защитил его в качестве кандидатской диссертации на тему «К психологии формирования методов рассуждения (на материале решения геометрических задач на доказательство учащимися VII—VIII классов)» в НИИ психологии АПН РСФСР.

С 1957 г. он работал сначала младшим, затем старшим научным сотрудником сектора дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. Здесь Л.Н. Ланда стал стремительно и мощно расти не только как экспериментатор, но и как теоретик психологии обучения, связав свои исследования с возникшей в то время передовой педагогической технологией — программированным обучением. По убеждению Л.Н. Ланды, именно она впервые открывает реальные возможности для индивидуализации, а говоря языком кибернетики — адаптации обучающих воздействий.

В 1962 г. Президиум АПН РСФСР, заслушав доклад Л.Н. Ланды «Научные принципы программированного обучения», принял решение создать при НИИ психологии в качестве головной лабораторию программированного обучения под руководством Л.Н. Ланды. На основе осмысления новейших достижений в разных областях науки: психологии, дидактики, кибернетики, философии, логики, семантики, медицины и др. Л.Н. Ланда создал строгую и стройную теорию адаптивного обучения, ядро которой составляют раскрытие и анализ неосознаваемых или плохо осознаваемых людьми механизмов мышления, обеспечивающих успешное решение задач, моделирование выявленных механизмов в виде предписаний алгоритмического, эвристического и смешанного типов, обучение на их основе учащихся, особенно тех, кто не в состоянии открыть для себя такого рода механизмы самостоятельно. Таким образом, предметом обучения впервые становятся непосредственно механизмы мышления. Создаются условия, при которых каждый из обучаемых может овладеть не только содержанием знаний, но и процессами успешного оперирования ими, поверить в свои возможности, приобрести уверенность в себе. Все это свидетельствует о гуманистической направленности теории Л.Н, Ланды.

Большое значение имеет введенное в психологию Л.Н. Ландой понятие алгоритма умственных действий. Взятое из математики, оно позволило придать описанию психических процессов ту строгость и определенность, которая обеспечивает эффективное управление учением и создает предпосылки для рационального построения как структуры учебных предметов, так и учебного процесса. Идея реализации алгоритмического подхода в обучении стала центральной в докторской диссертации Л.Н. Ланды, защищенной в ЛГУ в 1967 г. на основе своей книги «Алгоритмизация в обучении». Управление не только внешними, но и внутренними (умственными) процессами позволило создать новый, антибихевиористский вариант программированного обучения, существенно отличающийся от западного образца. Это дало повод зарубежным ученым говорить, что, придя в СССР из США, программированное обучение вернулось назад в неожиданном, неузнаваемом виде.

Составная часть теории адаптивного обучения — формирование мыслительных процессов с заданными свойствами. Оно предполагает выявление системы параметров для осуществления слежения за становлением этих процессов у каждого учащегося и выбор обучающих воздействий в соответствии с полученными результатами. Еще одним важным разделом теории является диагностика формируемых у учащихся умственных процессов. Л.Н. Ланда ввел понятие диагностики механизмов (структуры) психических процессов в отличие от диагностики их уровней, которая составляет предмет классической тестологии. Направленная на обнаружение нерациональных или дефектных по своей структуре процессов, диагностика механизмов служит основой для динамической адаптации стратегии обучения конкретного учащегося, что позволяет своевременно устранять психологические причины неэффективности или ошибочности его умственных действий.

Эти и другие идеи психологически эффективного адаптивного обучения легли в основу разработки принципиально новых, ранее не известных в практике конкретных обучающих программ и программированных материалов по самым разным предметам в школе и вузе. Тем самым был заложен фундамент для перехода на технически более высокий уровень в реализации программированного обучения — уровень его компьютеризации.

Наряду с научно-практической Л.Н. Ланда вел и большую общественно-научную работу. Он возглавлял комиссию по программированному обучению при Совете по кибернетике АН СССР, руководил секцией программированного обучения в Педагогическом обществе РСФСР, выезжал для чтения лекций в психологические центры СССР и за рубеж. Профессор Л.Н. Ланда выступал с докладами на международных конгрессах, научно-практических конференциях и педагогических чтениях, работал с аспирантами, соискателями и учителями, со стажерами из зарубежья. Его идеи нашли широкое распространение во всем мире.

В 1975 г. его сын женился на американке, и в том же году Л.Н. Ланда на очередных выборах на должность в институте был утвержден лишь старшим научным сотрудником. В 1976 г. он принял трудное для себя, но вынужденное решение уехать из страны.

За рубежом Л.Н. Ланда продолжал развивать основное направление своей научной деятельности: выявлял механизмы мышления профессионалов, представлял механизмы в виде легко воспринимаемых моделей алгоритмического или эвристического типа и строил обучение на их основе. Постепенно была создана новая научно-практическая область — ландаматика. Один за другим в США и других странах стали открываться центры по обучению рациональной умственной деятельности в самых разных сферах человеческой практики. Ландаматика применяется для подготовки операторов ядерных установок, банковских служащих, менеджеров, страховых агентов, работников налоговых служб, специалистов по написанию различного рода инструкций и документов, аналитиков в области рекламы и многих других. Внедрение ландаматики — этого, по мнению экспертов, «работающего чуда Льва Ланды» — приносит потрясающие результаты, экономя колоссальные средства, ранее тратившиеся фирмами и корпорациями на подготовку и доучивание своих работников, а также на устранение последствий их ошибочной деятельности, которой не удавалось избежать при традиционном обучении.

Научное наследие Л.Н. Ланды составляют многочисленные труды, среди которых наиболее известны монографии «Алгоритмизация в обучении» (М., 1966) и «Instructional regulation and control (cybernetics, algorithmizadon and heuristics in education» (New Jersey, 1976). Они изданы тысячными тиражами на русском, английском, немецком, французском, испанском, польском, чешском, венгерском, болгарском, румынском, японском и других языках.

Прощаясь с талантливым ученым, щедрым, но требовательным учителем и замечательным человеком, важно осознать, что лучшей памятью о Льве Наумовиче Ланде будет внедрение и развитие его психолого-педагогических идей, глубоко гуманистических по своей сути, что так необходимо человечеству, вступающему в XXI в.


Далее...