Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

П.А. МЯСОЕД

Посвящается памяти

академика В.А. Роменца

(1925—1998)

Психология развития обладает практически необозримым эмпирическим материалом. П. Бакстер [32] составил 37 посвященных ей "рефератов рефератов", в которых охарактеризовал энциклопедии и многотомные руководства, обзоры тысяч статей и монографий1. В мире выходит около десяти специализированных журналов (только Американская психологическая ассоциация издает три), публикуются материалы регулярных (в Европе ежегодных) конференций.

Обилие эмпирического материала становится серьезной угрозой для существования теорий психического развития (особенно для психоанализа, см. [27]). Между тем таких более двадцати. А.А. Митькин иронизирует: "Если считать, что все названные теории претендуют на познание истины, то на любую из них приходится лишь малая ее доля" [13; 4]. Однако важно другое: отсутствует метатеоретическая схема, которая позволила бы обобщить и систематизировать эмпирические приобретения психологии развития и представить их в форме, адекватной задаче построения системы знаний о психическом развитии человека.

В статье излагается попытка построения такой схемы.

В ПОИСКАХ ОСНОВАНИЙ

Здесь без сопоставления теорий психического развития не обойтись. Но препятствием является принципиально различный характер методологий тех направлений психологии, в рамках которых эти теории разработаны. Поэтому целесообразно пойти другим путем и посмотреть, как в их свете предстают традиционные проблемы психологии развития (табл. 1).

1 Это только англоязычные работы. Отечественная психология имеет в этой области несомненные достижения, связанные с именами Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, М.И. Лисиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и многих других. В базе данных автора статьи более 1000 русскоязычных исследований по психологии развития.


Далее...