Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОМПЬЮТЕРНОМУ ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

К.М. ШОЛОМИЙ

Появление на педагогическом горизонте персонального компьютера обещает далеко идущие изменения в ситуации школьного обучения. Возникают принципиально новые возможности повышения его эффективности и решения ранее считавшихся неразрешимыми проблем. Правда, говорить об этом в настоящем времени можно сегодня только по отношению к школам в западном мире и особенно в США, где компьютеризация образования находится под патронажем самого президента страны. (Не служит ли это подсказкой нашему президенту?) Для нас нечто подобное, с поправкой на наши возможности, является пока только перспективой, хотя, вероятно, и не такой уж отдаленной1, как может показаться. Мы живем в эпоху сплошной компьютеризации общества. Компьютер становится необходимым компонентом и фактором прогресса в производстве, научных исследованиях, в быту. Ситуация, когда школьное образование в этом процессе не участвует, явно противоречит интересам страны и долго длиться не может.

Мы рассмотрим здесь одну из ключевых проблем, возникающих в связи

с внедрением компьютера в учебный процесс, - проблему построения системы тренировочных задач, обеспечивающую эффективное усвоение требуемого знания.

Известно, что целостный процесс обучения в практике работы школ, вузов и т.п. делится на два этапа: введение знаний или объяснение и тренировку. Проблема построения системы задач характеризуется в каждом случае определенной спецификой, поэтому целесообразно рассмотреть эту проблему вначале для того этапа, для которого применение компьютерного обучения обещает наибольший эффект. Определим этот этап.

О МЕСТЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

При сопоставлении этапов будем исходить из того, что обучение осуществляется преимущественно по дедуктивной схеме [13], т.е. путем дифференциации некоторой "относительно примитивной, но целостной основы" [14; 436].

На этапе введения знаний учащийся переходит от полного отсутствия знаний по подлежащей изучению теме к овладению ими в первом приближении. С учетом упомянутой схемы этот переход должен осуществляться таким образом, чтобы у учащегося сложился общий, не дифференцированный каркас требуемого знания, некоторое общее представление о теме. Основная форма усвоения - вербальная, часто в виде учебных правил. Решение задач играет преимущественно вспомогательную иллюстративную роль. Этап проходит при максимальной помощи со стороны учителя.

На этапе тренировки, состоящем в решении задач, вербальное знание переходит в умение и навык, приобретает четкость, определенность. Решение задач превращается в главное средство обучения, происходит дифференцирование исходного знания, оно наполняется частностями, деталями. Этот этап, значительно превосходящий первый по трудности и длительности, осуществляется при минимальной помощи со стороны учителя или даже при полном ее отсутствии.

Компьютерное обучение возможно в принципе на обоих этапах, но целесообразно чаще всего на втором. Приведем некоторые основания для этого утверждения.

Решающим аргументом является тот факт, что личность учителя играет при введении знания огромную стимулирующую роль, для которой никакого эквивалента при компьютерном введении знаний не существует и в обозримом будущем принципиально не может появиться. База данных (память), на которую опирается учитель и которая включает не только знания, приобретенные в результате внешне организованного и, в известной мере, стандартизованного обучения, но также и неосознаваемый опыт, включающий продукты непроизвольной психической деятельности, несопоставимо богаче той, что может быть в распоряжении компьютера. На этапе тренировки, где преобладает самостоятельная работа учащихся, значимость этого фактора близка к нулю.

Компьютерная тренировка позволяет устранить давно известный недостаток школьного обучения, состоящий в том, что оно часто остается более или менее незавершенным, поскольку осуществляется преимущественно на уровне этапа введения знания. Учебный процесс строится обычно по принципу матрешки, т.е. усвоение последующей темы требует уверенного владения предыдущей, вплоть до умения решать задачи. Но школьных ресурсов на тренировку не хватает, и для многих учащихся обучение сводится к порождению цепочки не полностью усвоенных тем.

Весьма существенно, что автоматизация тренировки позволяет гарантировать усвоение адекватного знания и исправление ошибок, возникших на предыдущем этапе. При изучении грамматики для этого может использоваться методика диагностирования психологических причин ошибок [24], применимая, возможно, и для других предметов.

1 1 В Москве на основе BBS — наиболее простого и дешевого варианта компьютерной сети — создается школьная телекоммуникационная среда с выходом в Интернет. К этой среде уже подключены несколько школ. Работу проводит Лаборатория применения информационных технологий в педагогических исследованиях МПГУ под руководством С.А. Жданова. Аналогичная работа осуществляется также по линии Правительства Москвы. Есть данные о приобщении к Интернету школ и в некоторых других городах Российской Федерации.


Далее...