Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

СИТУАЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ У ПОДРОСТКОВ

Т.И. ПЕТРАКОВА, Д.Л. ЛИМОНОВА, Е.С. МЕНЬШИКОВА

Исследования, посвященные проблеме приобщения подростков к наркотикам, можно разделить на две группы: направленную на установление преморбидной отягощенности подростков, склонных к употреблению наркотиков, неврозами, аффективными расстройствами и латентными формами эндогенных заболеваний [1]; и изучающую тенденции негативных изменений в социальной сфере, общие мотивы и мотивировки злоупотребления, роль различных социальных групп, типы семейного воспитания [2]-[4]. Подобные работы, отражая индивидуальный и социальный контекст приобщения подростков к наркотикам и фона злоупотребления ими, ярко свидетельствуют о необходимости социальных и коррекционных воздействий. Однако эти исследования не позволяют расширить собственно методические приемы и техники, используемые в работе с подростками.

В данном исследовании основной целью явилось изучение положительной мотивации употребления наркотиков в различных ситуациях для разработки методик профилактической работы с подростками. В связи с этим были поставлены следующие задачи.

1. Выявить особенности ситуационной мотивации употребления наркотиков у подростков, проанализировать данные, свидетельствующие о готовности к употреблению психоактивных веществ.

2. Изучить психологические механизмы и особенности мотивации употребления наркотиков на фазе приобщения, первых проб.

3. Выяснить возможности изменения типичных ситуаций, провоцирующих употребления наркотиков, в практической коррекционной работе с подростками.

МЕТОДИКА И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методического приема исследования была разработана и апробирована проективная техника в виде описания 15 затруднительных ситуаций, требующих принятия определенного решения [5]. Каждая ситуация содержала предложение попробовать наркотики со стороны какого-либо лица из ближайшего окружения подростка. Методика разработана в мужском и женском вариантах. Ниже приведены примеры стимульных ситуаций.

"С нетерпением вы ожидали встречи со своим любимым. Вы готовы были пожертвовать всем, лишь бы оставаться рядом с ним. В этот вечер ваш друг был в подавленном настроении и все ваши попытки развлечь его оканчивались неудачей. Наконец, парень вам признался в том, чего бы он хотел. Он предложил вам изведать необычные ощущения, с чувством описывал, что сегодня вы как никогда будете близки друг другу, любовь станет прекрасней и сильней, а все вокруг будет напоминать увлекательный сон".

"На дискотеке вы познакомились с М., понравились друг другу, нашли, что у вас есть общие интересы, вместе проводили вечера. М. рассказал вам о своих знакомых, "классной жизни", компаниях, доступных девчонках. Однажды новый приятель предложил вам "травку"".

Испытуемых просили в ответ на предложение употребить наркотик рассказать о своих возможных последующих действиях, объяснить их. Полученные ответы представляли собой согласие или отказ подростков употребить наркотик, описание их мыслей, чувств и мотивировок принятия решения.

Объектом исследования явились 124 учащихся (69 мальчиков и 55 девочек) в возрасте 14-17 лет.

По данным предварительного анонимного опроса было установлено, что из общего числа обследованных 53 человека (52,7 %) хотя бы один раз в жизни принимали наркотическое или токсикоманическое вещество.

Экспериментирование с психоактивными веществами можно рассматривать как акт поведения в определенных ситуациях, которые объективно требуют решения эмоциональных проблем, преодоления жизненных трудностей.

Анализ полученных ответов позволял судить об определенной готовности подростков к приему наркотиков, обусловленной степенью информированности как о действии наркотиков, так и о нежелательных последствиях их употребления, наличием стремления испытать соответствующие ощущения, убеждениями, ценностями, связанными с представлениями о социальной нежелательности или осуждении обществом приема наркотиков. Эта предрасположенность подростка складывается и реализуется в конкретном поведении при определяющем значении усвоенных им представлений о допустимости употребления психоактивных веществ в определенных обстоятельствах.

Наши данные показывают, что использованная методика позволяет выявить поведенческий аспект установки подростков по отношению к употреблению наркотиков.


Далее...