Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ВЗАИМОДОВЕРИЕ КАК ОСНОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Т.П. СКРИПКИНА

Проблема доверия в отечественной социальной психологии специальному анализу не подвергалась, однако различные ее аспекты, фрагменты не могли остаться вне внимания исследователей. Первоначально стоящая перед нами задача изучения доверия в социально-психологическом плане, его возникновение, динамика развития и выявление механизмов функционирования оказалась не решаемой путем описания различного рода феноменологических проявлений, сущность и динамику которых невозможно было осмыслить, а тем более формализовать. Они постоянно ускользали, растворяясь в многочисленных феноменах межличностного взаимодействия. Стало очевидно: необходим другой уровень анализа.

В этой связи нами было предпринято несколько предварительных шагов, позволяющих разобраться в существе проблемы: а) анализ работ по философской этике, где доверие стало самостоятельным предметом исследования на общетеоретическом уровне, б) анализ философских исследований, посвященных изучению родовой по отношению к доверию категории - веры, в) философско-психологический анализ исследований в области различных направлений философской антропологии, который позволил осмыслить явление доверия как самостоятельную форму веры, связанную, однако, не только с проблемами социально-психологического взаимодействия людей в обществе. Проведенная теоретическая работа позволила осмыслить доверие как специфический вид отношения к любому объекту, представленный субъекту как значимое переживание, проявляющееся в соотношении ценностных отношений к себе и к миру. Условиями возникновения доверия к миру или его фрагментам являются актуальная значимость объекта и его априорная безопасность (или надежность). Условиями возникновения доверия к себе являются актуальная значимость собственных потребностей, интересов, желаний (собственной субъектности) и априорная безопасность в предполагаемом способе их удовлетворения.

Таким образом, доверие можно исследовать лишь исходя из единой онтологии "человек и мир". Методологическим принципом объединения субъекта и объекта доверия в единое онтологическое пространство выступает одновременная обращенность человека в себя и в мир, а также его стремление соответствовать, с одной стороны, миру, а с другой - самому себе. Это положение явилось основным принципом анализа в теориях когнитивного соответствия.

Доверие к другому можно рассматривать как частный случай взаимодействия человека с миром. В социально-психологическом контексте данное явление называлось либо в контексте проблем общения (прежде всего доверительного), либо в контексте проблем межличностного и межгруппового взаимодействия в связи с изучением таких феноменов, как дружба, авторитетность, внушаемость, значимые другие, внутригрупповая сплоченность, межгрупповое взаимодействие и некоторых других. В изучении этих и других явлений доверие выступало в качестве обязательного фонового условия существования названных феноменов. Возникал вопрос: почему для столь разных явлений фоновое условие их существования является одним и тем же?

Исходя из вышеназванных оснований, анализ был направлен на поиск того пространства, где доверие функционирует: трансформируется, видоизменяется, переходит в свою противоположность.

В социальной психологии анализу подвергалось доверительное общение, которое определяется через акт доверия - "человек доверяет информацию" [9; 16]. При этом оно определяется как однонаправленный процесс - "один передает другому". Именно этим обстоятельством можно объяснить, почему доверительное общение сводится авторами к акту самораскрытия. Такой подход, в конечном счете, не позволяет учесть роли процесса взаимодоверия, обладающего порождающим эффектом. При таком определении доверительного общения упускается важнейшее свойство подлинной доверительности - взаимность различных признаков и детерминант, определяющих установку на доверие. Согласно нашему предположению, именно отсутствие взаимности (или соответствия) различных параметров, важных для установления доверительного контакта, является одной из причин, порождающих феномены межличностного взаимодействия, условием их существования выступает доверие, которое может предполагать самораскрытие, а может и не предполагать его.

Внутренний мир каждого человека является относительно замкнутым. А передача информации допускает оценку ее содержания обоими участниками общения, что с психологической точки зрения является наиболее важным. Согласно предлагаемому нами пониманию, доверие реализуется не столько передачей "конфиденциальной" информации, сколько путем вовлечения другого лица в собственный внутренний мир, а потому оно выступает скорее как обсуждение интимной, секретной, значимой или любой другой информации. Таким образом, можно говорить, что взаимное доверие субъектов друг к другу предполагает такое отношение, которое строится на взаимопроникновении взаимодействующих людей в смыслы друг друга и служит условием порождения новых смыслов - именно поэтому, выражаясь словами М.М. Бахтина, такое взаимопроникновение "творчески продуктивно" [2].

Исходная гипотеза заключалась в том, что в силу специфики социально-психологического взаимодействия, в отличие от взаимодействия с неодушевленными объектами, этот процесс встречный, закономерности функционирования исследуемого явления имеют свою особую феноменологию и, наполняясь особым содержанием, порождают сами феномены межличностного взаимодействия, в которых доверие (или его отсутствие) является фоновым условием. Полное взаимное доверие возникает в реальной жизни довольно редко, но такую ситуацию можно рассматривать как идеальную модель, в которой содержательные характеристики исследуемого явления проявляются в наиболее чистом виде.

При построении модели доверительного взаимодействия мы исходили из того, что "доверие к другому - исходное условие человеческого общения" [1], а также "исходное психологическое отношение между людьми" [11]. Таким образом, с одной стороны, в каждом акте общения всегда присутствует определенная мера доверия, без которой нормальное общение вообще невозможно, ибо оно становится лишь транслированием содержания какого-либо текста, а с другой - доверие выступает как исходное условие нормальных межличностных взаимоотношений, без которого отношения становятся контрсуггестивными или конфронтационными [5], [8], т.е. связь между людьми оказывается возможной в условиях доверия.

Доверие как относительно самостоятельное социально-психологическое явление можно рассматривать и изучать как феномен, порождаемый, проявляемый и динамично изменяющий свои характеристики в процессе взаимодействия людей, и как феномен внутриличностный, который, будучи порожден в межиндивидном пространстве, вновь и вновь "выносится" в пространство межличностных отношений, осуществляя функцию связи между людьми. Именно в межличностных отношениях доверие формируется и трансформируется.


Далее...