Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

А.А. ВОЛОЧКОВ, Б.А. ВЯТКИН

Формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных особенностей в целях мобилизации резервов психической активности, так и требований самой деятельности. Стремление к познанию взаимодействия этих условий определяет необходимость изучения целостной индивидуальности человека как субъекта деятельности, "своими действиями создающего свою индивидуальность" [9; 185], т.е. изучать "не те или иные его психологические свойства, виды активности, а самого человека - деятельного, общающегося" [2;19].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В пермской психологической школе человеческая индивидуальность исследуется как психическая реальность, как целостная функциональная система (саморегулируемая и саморазвивающаяся), в которой индивидуальные свойства различного иерархического уровня (от биохимического до общественно-исторического) находятся в определенной (много-многозначной) взаимосвязи [9]. Основным психологическим механизмом (звеном), опосредствующим эти взаимосвязи, долгое время считался индивидуальный стиль жизнедеятельности, деятельности или общения. В последние годы было установлено, что не только индивидуальные стили предметной деятельности или общения, но и стили различных видов активности могут выступать как звено, опосредствующее характер взаимосвязи разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности, т.е. выполнять в ней системообразующую функцию, определяя своеобразие развития интегральной индивидуальности каждого конкретного человека в том или ином возрасте, в той или иной деятельности [4]-[6].

Предполагается, что в младшем школьном возрасте таким ведущим видом активности является учебная активность. Доказательству этого было посвящено исследование А.А. Волочкова [3], в котором среди прочих решалась задача экспериментального изучения индивидуальных стилей целостной учебной активности и выявления их роли в структуре интегральной индивидуальности младших школьников. При этом понятие "индивидуальный стиль учебной активности" (ИСУА) определяется следующими положениями:

1. "Все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиболее успешно разрешаются тогда, когда в качестве субъекта активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные ее уровни" [10; 197].

2. Стиль активности - системное, многоуровневое и многокомпонентное образование, обусловленное определенным симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности [5], [6].

3. Индивидуальный стиль учебной активности может быть представлен индивидуальными особенностями взаимодействия и развития структурных компонентов целостной учебной активности.

4. ИСУА может быть связан, с одной стороны, с ориентацией на достижение успеха в учебной деятельности и соответствие ее требованиям (адаптивный аспект), а с другой - с ориентацией на развитие, видоизменение самой деятельности и ее субъекта в ходе этого процесса (неадаптивный аспект).

Поскольку стиль активности в данном случае определяется особенностями развития и взаимодействия структурных компонентов учебной активности, необходимо остановиться на понятии и структуре целостной учебной активности, представленной в нашем исследовании четырьмя подсистемами, являющимися иерархическими уровнями целостной системы, построенной по динамическому, временному принципу, в наибольшей степени отражающему сущность активности как самодвижения [3]:

1. Потенциал активности в учебной деятельности - скрытая, непосредственно не наблюдаемая внутренняя тенденция, готовность к осуществлению учебной деятельности. В его составе: а) учебная мотивация, выражающая субъективное отношение к учебной деятельности; б) обучаемость, выражающая объективные возможности в учебной деятельности и их самооценку.

2. Активность регуляции учебной деятельности, выражающая характер соотношения произвольной, волевой и импульсивной регуляции, и в ее составе: а) уровень волевой активности, б) уровень произвольности внимания в учебной деятельности, в) особенности когнитивного стиля регуляции (импульсивность-рефлексивность).

3. Динамический компонент структуры учебной активности - характеристики темпа, интенсивности, вариативности, стремления к продолжению напряженной интеллектуальной деятельности, к ее видоизменению.

4. Результативный компонент учебной активности: а) объективные, внешне зафиксированные результаты учебной деятельности (успеваемость, обученность), б) субъективные, внутренне пережитые результаты учебной деятельности (самооценка результатов, удовлетворенность или неудовлетворенность ими).

Активность в целом и учебная активность в частности рассматриваются нами как индивидуально обусловленный процесс становления, осуществления и видоизменения деятельности [11; 49], характеризуемый самодвижением по пути: начальный потенциал - его реализация - новый потенциал и т.д., по пути циклического спиралевидного развития, представляющего типичный пример известного философского закона отрицания отрицания.


Далее...