К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Б. КОССОВА
25 июня исполнилось 70 лет Борису Борисовичу
Коссову - доктору психологических наук,
профессору, заведующему кафедрой психологии в
Шуйском госпедуниверситете. Выпускник МГУ и
аспирантуры Психологического института РАО, он
является учеником и последователем научных школ
Б.М. Теплова и П.А. Шеварева в Психологическом
институте.
Уже в 1971 г. в монографии "Проблемы психологии
восприятия", подготовленной на основе
докторской диссертации, он, как отметил
рецензент монографии Б.Ф. Ломов, "впервые в
развернутой форме излагает концепцию о
системном строении психики" и выступает одним
из основоположников системного подхода в его
современном виде в отечественной психологии. Им
открыт более общий, по сравнению с законом
различимости Кроссмена для одномерных объектов,
закон относительной различимости и доказана его
справедливость для одномерных
и многомерных перцептивных систем (обнаружения,
различения, выделения, распознавания).
Впоследствии он конкретизировал общий системный
подход применительно даже к творческому
мышлению ("Творческое мышление, восприятие и
личность". 1996).
В период работы во ВНИИ физкультуры и спорта
(1968-1976) и снова в Психологическом институте (1983-1990)
Б.Б. Коссов и сотрудники руководимых им
лабораторий распространили системный подход на
изучение закономерностей самоконтроля и
саморегуляции спортивной деятельности, применив
его в научно-практической работе по
психологическому обеспечению сборных команд
СССР и Вооруженных Сил ("Познавательные
процессы у спортсменов": В 2 т. 1973-1976), а затем -
для создания системы физического воспитания
школьников ("Психомоторное развитие младших
школьников". 1989; "Психологические проблемы
физического воспитания школьников". 1989).
Необычайной широтой отличаются не только
области собственно научных исследований Б.Б.
Коссова (от психофизиологии до педагогической и
общей психологии, психологии управления и
психологии личности), но и области их
практического приложения. Это объясняется
необходимостью все более тщательной проверки
правомерности теоретических позиций и новой
методологии системного подхода. Так,
принципиально важный шаг был сделан в
психодиагностическом обеспечении
системно-стилевой концепции личности (после 1976
г.) во время его работы с руководителями и
слушателями Академии МВД. Тогда им впервые был
создан, практически использован и обоснован
высоковалидный системно-стилевой метод
исследования (диагностики) личности. Одним из
признаний заслуг Б.Б. Коссова в отборе слушателей
Академии и изучении руководящих кадров было
присвоение ему в 1981 г. воинского звания
"полковник".
Б.Б. Коссов является одним из авторов новой
концепции высшего образования, которую он
разрабатывал с коллегами из НИИ высшего
образования, начиная с 1990 г., сначала в качестве
заведующего отделом, а в настоящее время -
главного научного сотрудника. Он так-же
руководит темой при Госкомвузе в рамках Научной
программы «Высшая школа России», является
руководителем постоянного межвузовского
научного семинара «Психологическая поддержка в
высшем образовании», редактором ряда сборников и
учебных пособий и организатором «круглого
стола» при «Психологическом журнале» (1994) на ту
же тему.
С 1995 г. Б.Б. Коссов руководит вновь созданной
кафедрой психологии в Шуйском
госпедуниверситете (ШГПУ). За это время кафедрой
было опубликовано три научных сборника,
посвященных проблемам образования, его
гуманизации и развитию в нем личности. При
кафедре работает постоянный межвузовский
научный семинар «Психологическая поддержка в
школе и вузе». Как профессор ШГПУ и Российского
университета дружбы народов Б.Б. Коссов много
внимания уделяет подготовке аспирантов и
соискателей (всего их 22 человека). При их активном
участии на разных факультетах создаются
компьютерные банки
индивидуально-психологических данных студентов.
Теоретической основой всей этой работы и
популярного у студентов спецкурса
«Психодиагностика и личностно-развивающее
образование» является системно-стилевая
концепция личности, получившая дальнейшее
развитие и подтверждение в целом ряде последних
книг и статей Б.Б. Коссова («Личность и
педагогическая одаренность: новый метод
исследования». 1998; «Психология личности:
проблемы теории, диагностики и развития». 1999 и
др.).
Б.Б. Коссов является действительным членом ряда
международных академий. У тех, кто с ним общается,
он вызывает чувства уважения и симпатии. Его
ценят как научного руководителя и
благожелательного человека. Б.Б. Коссов
пользуется заслуженным авторитетом среди
коллег, друзей и учеников своим бескорыстным
служением науке. Все они искренне желают Б.Б.
Коссову новых научных и педагогических успехов,
а также счастья и здоровья ему и его семье.
Далее...
|