Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Б. КОССОВА

25 июня исполнилось 70 лет Борису Борисовичу Коссову - доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии в Шуйском госпедуниверситете. Выпускник МГУ и аспирантуры Психологического института РАО, он является учеником и последователем научных школ Б.М. Теплова и П.А. Шеварева в Психологическом институте.

Уже в 1971 г. в монографии "Проблемы психологии восприятия", подготовленной на основе докторской диссертации, он, как отметил рецензент монографии Б.Ф. Ломов, "впервые в развернутой форме излагает концепцию о системном строении психики" и выступает одним из основоположников системного подхода в его современном виде в отечественной психологии. Им открыт более общий, по сравнению с законом различимости Кроссмена для одномерных объектов, закон относительной различимости и доказана его справедливость для одномерных

и многомерных перцептивных систем (обнаружения, различения, выделения, распознавания). Впоследствии он конкретизировал общий системный подход применительно даже к творческому мышлению ("Творческое мышление, восприятие и личность". 1996).

В период работы во ВНИИ физкультуры и спорта (1968-1976) и снова в Психологическом институте (1983-1990) Б.Б. Коссов и сотрудники руководимых им лабораторий распространили системный подход на изучение закономерностей самоконтроля и саморегуляции спортивной деятельности, применив его в научно-практической работе по психологическому обеспечению сборных команд СССР и Вооруженных Сил ("Познавательные процессы у спортсменов": В 2 т. 1973-1976), а затем - для создания системы физического воспитания школьников ("Психомоторное развитие младших школьников". 1989; "Психологические проблемы физического воспитания школьников". 1989).

Необычайной широтой отличаются не только области собственно научных исследований Б.Б. Коссова (от психофизиологии до педагогической и общей психологии, психологии управления и психологии личности), но и области их практического приложения. Это объясняется необходимостью все более тщательной проверки правомерности теоретических позиций и новой методологии системного подхода. Так, принципиально важный шаг был сделан в психодиагностическом обеспечении системно-стилевой концепции личности (после 1976 г.) во время его работы с руководителями и слушателями Академии МВД. Тогда им впервые был создан, практически использован и обоснован высоковалидный системно-стилевой метод исследования (диагностики) личности. Одним из признаний заслуг Б.Б. Коссова в отборе слушателей Академии и изучении руководящих кадров было присвоение ему в 1981 г. воинского звания "полковник".

Б.Б. Коссов является одним из авторов новой концепции высшего образования, которую он разрабатывал с коллегами из НИИ высшего образования, начиная с 1990 г., сначала в качестве заведующего отделом, а в настоящее время - главного научного сотрудника. Он так-же руководит темой при Госкомвузе в рамках Научной программы «Высшая школа России», является руководителем постоянного межвузовского научного семинара «Психологическая поддержка в высшем образовании», редактором ряда сборников и учебных пособий и организатором «круглого стола» при «Психологическом журнале» (1994) на ту же тему.

С 1995 г. Б.Б. Коссов руководит вновь созданной кафедрой психологии в Шуйском госпедуниверситете (ШГПУ). За это время кафедрой было опубликовано три научных сборника, посвященных проблемам образования, его гуманизации и развитию в нем личности. При кафедре работает постоянный межвузовский научный семинар «Психологическая поддержка в школе и вузе». Как профессор ШГПУ и Российского университета дружбы народов Б.Б. Коссов много внимания уделяет подготовке аспирантов и соискателей (всего их 22 человека). При их активном участии на разных факультетах создаются компьютерные банки индивидуально-психологических данных студентов. Теоретической основой всей этой работы и популярного у студентов спецкурса «Психодиагностика и личностно-развивающее образование» является системно-стилевая концепция личности, получившая дальнейшее развитие и подтверждение в целом ряде последних книг и статей Б.Б. Коссова («Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования». 1998; «Психология личности: проблемы теории, диагностики и развития». 1999 и др.).

Б.Б. Коссов является действительным членом ряда международных академий. У тех, кто с ним общается, он вызывает чувства уважения и симпатии. Его ценят как научного руководителя и благожелательного человека. Б.Б. Коссов пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, друзей и учеников своим бескорыстным служением науке. Все они искренне желают Б.Б. Коссову новых научных и педагогических успехов, а также счастья и здоровья ему и его семье.


Далее...