УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ НАУКИ
Т.Д. МАРЦИНКОВСКАЯ
МОСКВА
Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В.,
Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное
пособие. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Флинта, 1998. 312
с.
Анализ закономерностей научного творчества,
стремление ученых выявить те факторы, которые
влияют на создание теоретических концепций и
могут помочь в объяснении того, почему та или
иная теория возникает именно в это время, в этой
стране, в недрах конкретной научной школы или в
уме того или иного ученого, с давних пор является
одной из основных проблем науковедения.
Когда на смену стройным концепциям, которые
связывали науковедение с жесткой логикой
прогрессивного развития науки, пришли новые
теории, разрушившие здание логики, но не давшие
взамен новой опоры, многие ученые обратились к
психологии научного творчества в надежде, что
именно изучение процесса творчества, раскрытие
закономерностей творческого мышления поможет
найти ответы и на вопросы о том, как же
развиваются научные концепции, открываются
новые законы и создаются новые теории.
Однако, как наглядно показано в данной книге,
закономерности, открытые при исследовании
процесса творческого мышления в
экспериментальной ситуации, не могут однозначно
объяснить и научное творчество. Это связано с
тем, что при решении заданной экспериментатором
задачи, в центре внимания оказываются
особенности операций мышления, уровень
интеллекта и творческих способностей человека,
тогда как при создании теории важным моментом
является совокупность всех качеств личности, так
как именно конкретный ученый, со всеми его
достоинствами и недостатками, с особенностями
его мировоззрения и идеалов, совершает то или
иное открытие. К. Поппер, М. Блок и другие ученые
смешивали психологию творчества и психологию
науки, которые не тождественны друг другу.
Попытка же свести вопросы научного открытия к
изучению факторов, определяющих уровень
дивергентного мышления, приводит к отказу от
поиска закономерностей развития науки и
сведению их к трем "В" (Bath - ванна, в которой
будто бы Архимед открыл свой знаменитый закон, Bus
- автобус, войдя в который Пуанкаре решил сложную
задачу, и Bed - кровать, где химику Леви приснился
опыт, позволивший объяснить механизм передачи
нервного импульса, а Менделееву - его
периодическая таблица).
Материал, представленный в книге, подробно и
доказательно демонстрирует, что научный подход к
исследованию закономерностей развития науки
возможен, но основой для него должна стать не
психология творчества, но психология науки; онаи
является тем ключиком, который откроет нам
занавес, скрывающий тайну становления научного
знания.
Хотя отдельные работы по психологии науки
появлялись и ранее, данная книга - первое учебное
пособие по новой дисциплине "Психология
науки", что заставляет отнестись к ней с особым
вниманием. Книга хорошо и четко структурирована,
несмотря на то, что авторы, подчеркивая, что это
новое направление, оговаривают субъективизм
своего подхода. Хотя читатели, знакомые с данной
проблематикой, легко узнают автора каждой главы
даже без расшифровки, которая дана вначале, книга
является абсолютно цельной, пронизанной единой
логикой и единым научным мировоззрением, что,
видимо, объясняется принадлежностью авторов к
одной школе. Таким образом, само пособие может
служить определенной иллюстрацией тех понятий,
которые в нем описываются - научной школы,
когнитивного стиля, личностных особенностей
ученых.
Представляется, что одним из важнейших
достоинств этой работы является то, что она
гармонично синтезирует подходы нескольких наук -
науковедения, философии, психологии. Тот факт,
что возможность выхода на новый уровень
понимания динамики становления науки связана с
появлением новой, синтетической дисциплины, ярко
проявляет достоинства межпредметных и
межкультурных связей, доказавших свою
продуктивность во многих областях знания.
Переплетение и сопоставление различных
параметров - науковедческих, социологических,
индивидуально-психологических - делает
содержащиеся сведения более доказательными и
интересными для читателя.
Как уже говорилось, один из основных разделов
книги посвящен вопросам собственно научного
творчества, при этом впервые дано комплексное
описание типологии и стадий творческого
процесса в науке и продемонстрирована разница
между интеллектуальными способностями,
творческим мышлением и творчеством ученого,
включающим и мотивационно-личностные
компоненты.
Значимым моментом является и анализ роли
профессионального общения, прежде всего в русле
определенной научной школы. При этом становится
очевидным, как сказалось отсутствие свободного
общения, невозможность прямой передачи знаний и
научных традиций, на нашей науке. Значимость
именно непосредственного контакта между
учителем и учениками, между всеми членами
научного коллектива не вызывает сомнения, так же
как и влияние не только объективных факторов
(социальная важность исследований,
обоснованность научной программы), но и особого
климата, который может сформироваться (или не
сформироваться) в группе и который связывает ее
членов общими переживаниями, эмоциональными
отношениями, способствующими ее превращению в
сообщество единомышленников. Поэтому некоторое
возражение вызывает то приоритетное значение,
которое отдается в книге научной программе
лидера школы, ее новизне и научной значимости.
Этому противоречат и известные факты о роли
таких школ как, например, школы Г.И. Челпанова,
В.Вундта, некоторых других ученых, которые
сыграли огромную роль в развитии
психологической науки. Хотя их лидеры и не имели
четкой научной программы, они смогли
сформировать из своих учеников и последователей
ярких ученых, которые в дальнейшем разработали и
новые научные концепции.
Многие подходы к проблеме научного знания,
раскрытые в книге, как представляется, могут быть
использованы для изучения не только научного, но
и художественного творчества. Несмотря на
значительную разницу между ними, такие факторы,
как принадлежность к определенной школе,
эмиграция, социальная перцепция, важность учета
целостной личности, а не только уровня
творческой одаренности, могут быть безусловно
перенесены и в психологию искусства.
Важно и то, что эту книгу интересно читать, она
хорошо написана и проиллюстрирована любопытными
фактами и наблюдениями. В ней можно выделить два
плана — один для студентов и всех занимающихся
данной проблемой, кому интересны в первую
очередь приведенные факты, дополненные
наглядными примерами, и второй план — для
историков науки, методологов, — вскрывающий
новые грани в науковедении и психологии научного
творчества и стимулирующий дальнейшие открытия
в процессе рефлексии научного путей становления
научного знания.
Далее...
|