Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИЯ ПРОЩЕНИЯ

Э.А. ГАССИН

Хотя вопросы прощения давно обсуждаются философами и теологами, они лишь недавно стали исследоваться психологами. В последние 15 лет большое распространение получили публикации и исследовательские программы, посвященные психологии прощения. Проявления прощения в межличностных отношениях в общем виде могут быть определены как решение: 1) отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, незаслуженно обидевшего вас; 2) поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика [13], [40]. В настоящем обзоре мы рассмотрим теологические и философские корни проблемы, психологические теории, касающиеся того, как мы понимаем прощение и как осуществляем сам акт прощения, а также эмпирические данные, подкрепляющие положение о том, что предложение и принятие прощения представляет собой положительный психологический опыт.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЩЕНИЕ

Возможно, первые тщательные обсуждения прощения в межличностных отношениях могут быть обнаружены в иудейских и христианских религиозных текстах [13]. И в той, ив другой литературе прощение людьми друг друга поощряется потому, что воспроизводит отношение Бога к его народу. В иудейских писаниях Бог изображается прощающим раскаявшихся людей [32]. Согласно иудейской традиции, человек может быть прощен другим, если он признает, что действовал неправедно, просит прощения и обязуется впредь не совершать тех же прегрешений [32], [53]. Прощение тесно связано с восстановлением добрых отношений с обидчиком, настолько тесно, что некоторые иудейские теологи утверждают: прощение даруется после примирения, а не до него [32].

Христианские взгляды на прощение отличаются от иудейских следующим: прощение не должно определяться какими бы то ни было условиями. Другими словами, обиженный не должен ждать, пока обидчик раскается [4], [16], и не должен ограничивать число раз, когда прощение даруется (Евангелие от Матфея, 18:21). Для христианина основой даруемого другому человеку прощения является проявление "агапе" - любви, которую можно определить как "любовь к людям и экзистенциальное посвящение ей всей своей жизни, а не только чувство или отношение, основанное на либидо" [8]. В силу иудейской и христианской концепции imitatio dei (подражания Богу) и потому, что иудейский и христианский Бог - Бог всепрощающий, действующий на основании "агапе", высказываются мнения, что прощение - моральный императив для христиан и иудеев [8], [32], [33].

Философский подход обогащает наше понимание концепции прощения. Философы и психологи предпринимают попытки определить контекст, в котором прощение имеет место, выявить, что препятствует прощению, прояснить вопрос о том, что считать прощением, а что - нет.

В вводной главе, посвященной философии и психологии прощения, Р. Энрайт и соавт. [13] перечисляют несколько признаков, определяющих контекст, в котором прощение оказывается уместным:

Џ Прощение следует за личным неоправданным ущемлением со стороны другого человека. Ущерб должен быть причинен тому, кто прощает, и должен переступить границы нашего стандартного представления о справедливости. Если же, например, кто-то убил неизвестного вам человека, прощение тут неуместно, поскольку вы лично не вовлечены в событие. Если вы не окончили работу вовремя и начальник упрекнул вас в безответственности, вам нечего ему прощать, поскольку он, вероятно, говорит правду и его суждение справедливо.

Џ Обида должна быть объективной реальностью. Некоторые утверждают, что все события нейтральны, и мы просто негативно интерпретируем некоторые из них. Однако мы считаем, что существует такая вещь, как объективное нарушение принципов морали в человеческих взаимоотношениях. Ярким примером может служить блокада Ленинграда во время второй мировой войны, когда по вине нацистов погибло более миллиона мирных жителей. Сказать, что это - преступление только потому, что таковым его считают русские, было бы нелепо.

Џ Прощение определяется чувством справедливости. Хотя прощение - акт милосердия (отказ наказывать человека в той степени, в какой он этого заслуживает), чтобы осуществить прощение на практике, обиженный должен обладать чувством справедливости для оценки того, имела ли место обида. Таким образом, прощение и справедливость не являются взаимоисключающими понятиями.

Џ Обидчик не обязательно действует намеренно. Некоторые философы [37], [41] придерживаются противоположного взгляда, но он представляется довольно ограниченным. Если человек причинил ущерб другому по неосторожности, пострадавший все равно решает, даровать ему прощение или нет. Например, недостаточная забота владельца об исправности автомобиля может привести к несчастному случаю. Владелец автомобиля не хотел причинить вред жертвам, но он все равно несет ответственность за то, что с ними произошло, и нуждается в прощении с их стороны.

- Не всегда совершенно ясно, кто - обидчик, а кто - пострадавший. Часто взаимоотношения между индивидами таковы, что они ранят друг друга. Жена, посвящающая все свое время работе и всегда слишком усталая или занятая, чтобы проявлять достаточное внимание к мужу, может обнаружить, что у мужа роман с другой женщиной. В этой ситуации вина лежит на обоих - и на жене, и на муже.

Существует много возражений против прощения в философском понимании, однако, как мы увидим, большинство этих возражений возникает потому, что прощению не дается правильного определения. Наиболее распространенные возражения (см. [13]) заключаются в следующем:

- Прощение - проявление слабости. Некоторые философы (включая Ф. Ницше [39]) утверждают, что простить того, кто причинил вам вред, значит проявить слабость, показать, что вы не в силах отстоять свое право на справедливое решение проблемы, возникшей в межличностных отношениях.

- Прощение - проявление стремления к превосходству. В противоположность утверждению "прощение - слабость" прощающий может использовать свое "милосердие" для того, чтобы возвысить себя над тем, кого он прощает. Легко представить себе ситуацию, когда прощающий постоянно напоминает обидчику о том, что тот "в долгу" перед ним, поскольку он был настолько великодушен, что проявил милосердие.

- Прощение - противоположность справедливости. Мы уже говорили выше о том, что прощение и справедливость не являются взаимоисключающими. Тем не менее обычный упрек в адрес концепции прощения заключается в том, что, простив, человек лишается возможности добиваться справедливости, и, что еще хуже, несправедливость увековечивается. Например, жена, простившая рукоприкладство мужа, подвергает себя опасности снова оказаться жертвой. Более того, встречается утверждение, что широко распространившаяся готовность прощать опасна для общества. Если многие его члены окажутся готовы прощать, преступники могут избежать заслуженного наказания.


Далее...