Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ

И.А. ВОЛОШИНА, О.В. ГАЛИЦЫНА, В.А. ГРЕБЕННИКОВ, Т.А. ЗНАКОВА

С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления - безработицы - со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий.

По данным ведомственной статистической отчетности, с 1994 по 1998 гг. объем услуг по психологической поддержке безработных граждан в службе занятости возрос почти в три раза. В этих данных наглядно проявляются психологические реалии нашего общества. Перед многими клиентами помимо проблем выбора или перемены профессии встают социально-психологические проблемы. Потеря работы и неопределенность социально-экономического положения воспринимаются ими как потеря жизненной перспективы.

В отечественной и зарубежной литературе отмечались негативные последствия безработицы, проявляющиеся в росте уровня заболеваемости и смертности, числа самоубийств, алкоголизма и разводов [7], [8]. В целом, у многих безработных снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них жизненным условиям.

Оказание эффективной помощи таким клиентам службы занятости осложняется из-за отсутствия целостного, достаточно проработанного методологического подхода к определению содержания, форм и методов психологической поддержки.

Как свидетельствует опыт практической деятельности, без решения личностных проблем безработных граждан часто бывает трудно решить и проблему их трудоустройства. В связи с этим, по нашему мнению, нельзя абстрагироваться от личностных проблем клиентов, однако необходимо четко определить границы компетенции профконсультанта в соответствии с уровнем его психологической подготовки и задачами, решаемыми службой.

В литературе, посвященной вопросам профориентации и психологического консультирования, несмотря на широкое распространение термина "психологическая поддержка", не было найдено достаточно четкого содержательного его определения. В данной работе психологическая поддержка будет рассматриваться как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте. Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:

- мотивационном - как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии;

- когнитивном - как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе;

- эмоциональном - как коррекция текущего состояния клиента и формирование умений саморегуляции;

- поведенческом - как формирование эффективных умений и навыков.

В соответствии с таким подходом основными задачами психологической поддержки в службе занятости являются:

- коррекция психического состояния безработных - снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;

- социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);

- обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.

Практическая необходимость решения указанных задач обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.

Как отмечают специалисты службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая позиция. По данным социологических исследований, проведенных в Тамбове и Москве, более половины безработных не участвуют ни в одной из форм занятости [13]. Молодые безработные относятся к своему положению как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб. Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации [6].

Многие безработные испытывают ди-стресс, сопровождающийся депрессией, повышенной тревожностью, психосоматическими заболеваниями [4], [5], [7], [11], [13]. Подобное состояние, по данным исследования В.С. Магуна и К.А. Ибрагимова, является одним из факторов обращения граждан в службу занятости [8].


Далее...