ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ: РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГА
А.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.Ю. АЛЕКСАНДРОВА
Многочисленные медицинские исследования,
проведенные в нашей стране и за рубежом,
доказали, что курение наносит вред практически
всем системам человеческого организма и
является привычкой, от которой нелегко
избавиться даже с помощью специалиста. Курение
табака вызывает физиологическую и
психологическую зависимость и, кроме того, тесно
связано с социальными и культурными факторами.
В то время как за рубежом профилактике курения
посвящено колоссальное количество исследований,
в нашей стране этой проблеме по-прежнему не
уделяется должного внимания. Общая профилактика
курения сводится к формуле "Минздрав
предупреждает", а конкретную помощь желающим
отказаться от курения должны оказывать
наркологи. Однако, поскольку табакокурение
является сложным поведенческим актом, в
возникновении и развитии которого принимают
участие не только физиологические факторы, но и
целый комплекс социальных и психологических
условий, усилий одних лишь врачей явно
недостаточно. Необходимо изучение
психологических аспектов возникновения и
распространения привычки табакокурения,
разработка теоретических и практических
подходов к отказу от курения, а также создания и
широкомасштабного внедрения профилактических
программ.
Для всестороннего изучения психологических
аспектов курения необходимо иметь представление
о масштабах реальной распространенности этого
явления в современном мире, а также о группах, в
наибольшей степени подверженных риску. Согласно
оценке ВОЗ [24], в начале 90-х гг. в мире
насчитывалось около 1100 миллионов курильщиков,
что составляет около трети жителей планеты
старше 15 лет. В среднем в развитых странах курит 42
% мужчин и 24 % женщин. Впервые проведенное в нашей
стране обследование выборки населения старше 15
лет [3] показало высокое распространение курения
среди мужчин - 63,2 % (около 32 миллионов) и
достаточно низкое среди женщин - 9,7 % (около 6
миллионов). В последнее десятилетие табак
является причиной около 30 % случаев смерти в
возрасте 35-69 лет и еще 14 % в более старшем возрасте
[15]. Число курильщиков постоянно пополняется за
счет подрастающего поколения, поэтому задача
разработки и внедрения эффективных методов
профилактики перерастает чисто медицинские
масштабы и требует привлечения специалистов
иного профиля - работников социальной сферы,
воспитателей, учителей и, конечно, психологов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРИВЫЧКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ
Анализ социально-психологических условий
возникновения и распространения курения
является этапом разработки эффективных
профилактических программ.
Сотрудниками нашего центра в течение 12 лет (с 1986
по 1998 г.) проводился мониторинг распространения
курения среди детей и подростков 11-17 лет в двух
московских округах. Было выявлено, что в этом
возрасте курит 28-35 % мальчиков и 12-25 % девочек.
Число регулярно курящих девочек за период
наблюдения удвоилось. Отмечено, что в начале
экономических реформ в России, когда цены на
сигареты сильно возросли, а материальное
положение населения ухудшилось, заметно
уменьшилось число регулярно курящих школьников.
С относительной стабилизацией положения частота
курения вернулась к прежнему уровню, а с 1996 г.
начала возрастать. Как и в других исследованиях,
отмечено увеличение распространения курения с
возрастом. Так, по нашим данным 1995 г. 9 % мальчиков
и 1,8 % девочек 11 лет были курящими, в 16-17 лет курило
уже 52 % мальчиков и 43 % девочек.
По данным выборочного обследования, в нашей
стране начинают курить до 18 лет около 80 % [3]. При
этом чем раньше подросток начал курить, тем
больше вероятность того, что он станет
регулярным курильщиком, и меньше - что бросит
курить. Естественно, многие исследователи
уделяют большое внимание причинам начала
курения в детском и подростковом возрасте.
Тщательный анализ литературных данных [18], [23]
показывает, что наибольшей прогностической
ценностью в отношении начала курения обладает
низкий социально-экономический статус и
образование родителей, неполнота семьи,
снисходительное отношение к курению в обществе,
курение родителей (наиболее важной оказывается
роль матери)1, курение братьев и сестер,
сверстников (в младших классах начало курения
нередко связано с тем, пробовал ли курить лучший
друг, в средних - пробовало ли куритьбольшинство
друзей), низкая успеваемость, наличие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков),
наличие симптомов депрессии, тревожности и
раздражительности, низкая самооценки, низкий
статус в группе.
Анализ причин того, почему не все дети,
пробовавшие курить, становятся курильщиками,
показывает, что для последних характерна большая
вероятность иметь в своем окружении (семья,
друзья) курящих, возможность самим покупать
сигареты, мнение, будто сигареты приятны им и
окружающим и меньшая вероятность считать, что
курение вредно для здоровья [7]. Лица, пробовавшие
курить и не ставшие курильщиками, через два года
после первичного обследования более часто
выражали согласие с мнением о негативных
последствиях курения. Интересно сообщение [21] о
том, что в тринадцатилетнем возрасте подростки
одинаково обосновывают вывод, почему не следует
курить, но только курящие приводят доводы и в
пользу курения, в то время как некурящие не могут
назвать привлекательных сторон данной привычки.
Это, по нашему мнению, является важным фактором,
используя который можно более целенаправленно
развенчивать мифы о том, что курение
способствует релаксации, похудению и т.д.
Наши данные подтверждают, что число курящих
родственников в семье достоверно связано с
курением школьников. Так, в семьях, где нет
курящих, пробовали закурить 50,4 % мальчиков и 18,1 %
девочек; в семьях, где курят три и более
родственника - 85 % мальчиков и 37,5 % девочек.
Сходная тенденция прослеживается и в отношении
продолжающих курить: в семьях, где нет курящих
родственников, курит 18,2 % мальчиков и 6 % девочек,
тогда как в семьях, где имеется три и более
курящих родственника - 57,4 % мальчиков и 32,5 %
девочек.
Обращает на себя внимание исследование [19], в
котором показано, что поведение людей легче
объяснить, чем предсказать: одни и те же факторы
были у детей и подростков достаточно тесно
связаны с еженедельным курением и значительно
хуже предсказывали курение в ближайшие два года.
Таким образом, среди условий, влияющих на раннее
распространение привычки табакокурения, можно
выделить индивидуально-психологические,
возрастно-психологические, а также
социально-психологические (влияние семьи и
референтной группы). Дальнейшее более детальное
изучение психологических условий возникновения
и распространения курения среди детей и
подростков специалистами-психологами позволит
выявить пусковые механизмы курения и повысить
эффективность профилактики этой привычки.
------------------------------------------------------------------------
1 Плохие отношения между матерью и ребенком
приводят к большей частоте курения как у
мальчиков, так и у девочек; отношения с отцом
более влияют на курение девочек; с другой
стороны, чем больше привязанность детей к
родителям, тем больше вероятность моделирования
ими поведения курящих родителей).
Далее...
|