ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
Е.С. ЕРМАКОВА
Зарубежные психологи, исследуя продуктивное и
творческое мышление, выделяют гибкость как один
из его факторов, а в качестве основного критерия
гибкости мышления выдвигают такой показатель,
как целесообразное варьирование способов
действий. Д. Гилфорд описывает гибкость как
способность к переосмысливанию функций объекта,
использованию его в новом качестве. В типичном
тесте на гибкость испытуемому предлагается
перечислить все возможные способы использования
обычного кирпича. При этом, если испытуемый
скажет, что "с помощью кирпича можно:
придержать дверь, сделать груз для бумаги,
заколотить гвоздь, сделать красную пудру" [12;
443], он получает высокий балл по гибкости
мышления. Результаты зарубежных исследований
свидетельствуют, что гибкость мышления является
таким психологическим феноменом, который,
проявляясь в условиях проблемной ситуации,
заставляет субъекта выявлять ранее не
анализировавшиеся признаки объекта и,
переосмысливая их, решать проблему.
В отечественной психологии наиболее полным
можно считать понятие гибкости мышления,
введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что
гибкость мышления проявляется в целесообразном
варьировании способов действия, в легкости
перестройки уже имеющихся знаний и перехода от
одного действия к другому [11].
Наше понимание гибкости мышления связано со
сменой интерпретации свойств объекта, с
качественным преобразованием объекта в ситуации
решения мыслительной задачи. Основу гибкости
мышления, по нашему мнению, составляет механизм
опосредствования. В отечественной психологии
развитие опосредствования рассматривается как
становление знаковой функции сознания [5], [9],
[13]-[15].
Если в работах Л.С. Выготского в качестве
универсального средства рассматривалось слово
(знак), то в дальнейшем были изучены не только
понятийные, но и образные средства. Овладение ими
в дошкольном возрасте дает возможность ребенку
решать мыслительные задачи, требующие отражения
довольно сложных скрытых связей и отношений
между объектами.
В наших предыдущих работах изучались образные
средства гибкого мышления дошкольников -
комплексные представления [6]-[8]. К ним мы относили
такие образы объектов, в которых они отражаются в
совокупности своих свойств. В рамках одного
такого представления субъект может переходить
от анализа одних свойств объекта к другим его
свойствам, проявляя гибкость мышления. В
комплексном представлении различные свойства
объекта не игнорируются даже в том случае, когда
ситуация задает определенный контекст
интерпретации объекта, выдвигая на передний план
одни свойства и затеняя другие. Таким образом,
комплексные представления позволяют увидеть
признак не сам по себе, а в системе свойств и
связей объекта и, при необходимости, произвести
переориентировку признаков, их обобщение по
другому основанию.
В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к
пониманию гибкости детского мышления как
психологическому феномену, с помощью которого
субъект может отражать различные свойства
объекта, в том числе и противоречивые. Механизм
диалектического мышления дошкольников
характеризуется единством диалектических
мыслительных действий и средств [1],-[3]. Система
диалектических действий составляет основу
оперирования отношениями противоположности.
Автор выделяет:
- действие диалектического превращения, цель
которого заключается в рассмотрении объекта как
противоположного самому себе;
- действие диалектического опосредствования,
направленное на поиск таких целостностей,
которые характеризуются наличием определенных
заранее противоположностей;
- действие диалектического объединения,
направленное на установление в анализируемой
целостности отношений противоречивости, на
утверждение правомерности обоих
взаимоисключающих отношений при характеристике
объекта;
- действие диалектического обращения, которое
позволяет перейти от исходного отношения между
объектами к противоположному;
- действие смены альтернативы, позволяющее выйти
за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет
или явление под новым, часто противоречивым
углом зрения.
Главная функция средств диалектического
мышления состоит в отражении отношений
противоположности. В их качестве могут выступать
те образы и понятия, с помощью которых субъект
может передавать отношения противоположности. В
исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что
механизм диалектического мышления начинает
складываться уже в дошкольном возрасте [1], [3].
В исследовании В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова
показано, что при решении проблемы, где требуется
раскрыть потенциальные свойства знакомой вещи в
новых условиях, не деформируя целостности этой
вещи, дошкольники могут улавливать принцип
структурирования противоречия как проблемного
целого. С этим противоречием дети связывают
источник целостного развития ситуации. Такое
развитие протекает в форме образного разрешения
данного противоречия. В результате исходная
целостность не разрушается, а преобразовывается
в целостность более высокого порядка. Таким
образом, дошкольники способны создавать и
использовать образные средства мышления,
отражающие наличие в объекте противоположных
свойств: оставаясь самой собой, чернильница
должна в то же время по-новому проявить свою
"самость" - расплескать чернила, чтобы
прогнать разбойника - быть одновременно и
чернильницей, и сторожем [10].
Следовательно, можно полагать, что гибкое
мышление на определенном уровне развития
оперирует отношениями противоположности. В
пользу этого говорит и то обстоятельство, что в
психологической литературе гибкость
рассматривается как свойство продуктивного,
творческого мышления, основу которого
составляет продуктивное преобразование
проблемных ситуаций. В умении ребенка гибко
совмещать идеальный и реальный, условный и
действительный планы ситуации психологи видят
творческий потенциал дошкольника. Исследования
показывают, что у дошкольников существует
механизм мышления, позволяющий описывать
развитие и преобразование объекта при решении
задачи с помощью отношений противоположности.
Тем самым продуктивное преобразование объектов
заключается в их диалектическом преобразовании,
которое осуществляется с помощью диалектических
действий с теми средствами, которые отражают
отношения противоположности. Гибкость мышления,
включающую оперирование противоположными
свойствами и отношениями объектов, мы определили
как диалектическую гибкость.
Далее...
|