Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ: ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Н.Н. ЗАВАДЕНКО, А.С. ПЕТРУХИН, Н.Г. МАНЕЛИС, Т.Ю. УСПЕНСКАЯ, Н.Ю. СУВОРИНОВА, Т.Х. БОРИСОВА

 

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения [1]-[9]. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Учеными обсуждаются проблемы детей из группы риска формирования школьной дезадаптации (ШД) и активно разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений ШД. Между тем сам феномен ШД, а также распространенность и причины его возникновения в современной популяции детей школьного возраста проанализированы недостаточно. Что же следует понимать под ШД? Обычно рассматриваются три основных типа проявлений ШД [3]: 1) неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включающий такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД); 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД); 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД). У большинства детей, имеющих ШД, достаточно четко могут быть прослежены все три указанных компонента, однако преобладание среди проявлений ШД того или иного из них зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД [3].

В связи с разнообразием факторов, обусловливающих ШД, данная проблема изучается не только психологами и педагогами, но также медиками, прежде всего неврологами и психиатрами [1]-[9], [12], [14]-[15]. Одним из основных направлений современных медицинских исследований проблемы ШД является оценка роли, которую играют в ее развитии нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС), возникающие вследствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг [1]-[3], [5]-[9], [12], [14]-[15]. Учитывая это, перспективным подходом к изучению ШД может служить комплексное психоневрологическое и психологическое исследование.

 

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

 

Причины ШД анализировались нами на основании результатов психоневрологического и нейропсихологического обследования 537 учащихся (300 мальчиков и 237 девочек) трех московских общеобразовательных школ. Дети находились в возрасте от 7 до 10 лет и обучались в классах с I-III по V по программе 1-3 (предусматривающей пропуск IV класса). Таким образом, обследование проходили дети с первого по четвертый год обучения в школе, т.е. в основном учащиеся начальных классов. Обследованием охватывались целиком отдельные классы в школах после получения согласия на его проведение педагогического коллектива и родителей учащихся. Распределение детей по возрасту и полу представлено в табл. 1.