ШКОЛЬНАЯ
ДЕЗАДАПТАЦИЯ: ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Н.Н. ЗАВАДЕНКО, А.С.
ПЕТРУХИН, Н.Г. МАНЕЛИС, Т.Ю. УСПЕНСКАЯ, Н.Ю. СУВОРИНОВА, Т.Х. БОРИСОВА В последние годы
значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с
началом школьного обучения [1]-[9]. Переход от условий воспитания в семье и
дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения,
складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок,
предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его
интеллектуальным возможностям. Учеными обсуждаются проблемы детей из группы
риска формирования школьной дезадаптации (ШД) и активно разрабатываются подходы
к профилактике и коррекции проявлений ШД. Между тем сам феномен ШД, а также
распространенность и причины его возникновения в современной популяции детей
школьного возраста проанализированы недостаточно. Что же следует понимать под
ШД? Обычно рассматриваются три основных типа проявлений ШД [3]: 1) неуспех в обучении по программам,
соответствующим возрасту ребенка, включающий такие признаки, как хроническая
неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных
сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД); 2)
постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам,
обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой
(эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД); 3) систематически
повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде
(поведенческий компонент ШД). У большинства детей, имеющих ШД, достаточно четко
могут быть прослежены все три указанных компонента, однако преобладание среди
проявлений ШД того или иного из них зависит, с одной стороны, от возраста и
этапов личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе
формирования ШД [3]. В связи с разнообразием
факторов, обусловливающих ШД, данная проблема изучается не только психологами и
педагогами, но также медиками, прежде всего неврологами и психиатрами [1]-[9], [12], [14]-[15]. Одним из основных направлений современных
медицинских исследований проблемы ШД является оценка роли, которую играют в ее
развитии нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС), возникающие
вследствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг [1]-[3], [5]-[9], [12], [14]-[15]. Учитывая это, перспективным подходом к
изучению ШД может служить комплексное психоневрологическое и психологическое
исследование. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Причины ШД анализировались
нами на основании результатов психоневрологического и нейропсихологического
обследования 537 учащихся (300 мальчиков и 237 девочек) трех московских
общеобразовательных школ. Дети находились в возрасте от 7 до 10 лет и обучались
в классах с I-III по V по программе 1-3 (предусматривающей пропуск IV класса).
Таким образом, обследование проходили дети с первого по четвертый год обучения
в школе, т.е. в основном учащиеся начальных классов. Обследованием охватывались
целиком отдельные классы в школах после получения согласия на его проведение
педагогического коллектива и родителей учащихся. Распределение детей по
возрасту и полу представлено в табл. 1. |