ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ
Л.С.ВЫГОТСКОГО: СИСТЕМАТИКА ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ И
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Б.Г. МЕЩЕРЯКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Данная статья, посвященная творчеству
выдающегося психолога, имеет не
дежурно-мемориальный и не
историко-психологический, а вполне
конструктивно-методологический характер. В ней
представлены результаты логико-семантического
анализа опубликованных работ Л.С. Выготского.
Основная цель анализа состояла в том, чтобы
выявить и привести в систему
понятийно-терминологический аппарат концепции
(теории) развития высших психических функций,
или, как еще ее принято называть,
"культурно-исторической теории психики" [9;
7], "культурно-исторической теории развития
психики" [7; 19] или "теории
культурно-исторического развития" [8; 103] и т.д. В
дальнейшем именно эту теорию для краткости будем
называть "концепцией Л.С. Выготского". Ее не
следует смешивать с более широким по содержанию
понятием культурно-исторической пaсихологии Л.С.
Выготского, куда кроме концепции входят
гипотезы, методологические принципы, методы
исследования, многочисленные эмпирические
данные и т.д. Все это хотя и остается за рамками
основной теоретической концепции, обязательно
входит в материал логико-семантического анализа.
Если сказать, что объектом нашего исследования
служили работы Л.С. Выготского, то его предмет
можно определить как
понятийно-терминологическую систему концепции
Л.С. Выготского, включая не только собственно
термины и понятия, но и более сложные единицы -
понятийные конструкции типа законов и схем. В
полный план логико-семантического анализа
входили следующие цели:
1) найти общую структуру концепции,
2) идентифицировать логико-семантические
отношения между терминами и понятиями,
3) провести реконструкцию
понятийно-терминологической системы и при этом,
по возможности, устранить выявленные в ходе
анализа неясности и противоречия,
4) создать тезаурус концепции. Показать весь
объем проделанной работы в одной статье
невозможно, и мы вынуждены ограничиться,
во-первых, обоснованием необходимости
логико-семантического анализа, во-вторых,
схематичным изложением всего массива
результатов и, в-третьих, более детальным
рассмотрением основного фрагмента полученных
результатов.
О НЕОБХОДИМОСТИ ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Научному творчеству Л.С. Выготского посвящено
немало глубоких и содержательных работ. Однако
задача выявления, оценки и реконструкции
понятийно-терминологической системы Л.С.
Выготского в них не ставилась. Между тем излагать
и тем более критиковать основные положения той
или иной концепции необходимо при опоре на
понятия и термины, которыми пользовался автор, в
данном случае Л.С. Выготский.
Логико-семантический анализ как раз и направлен
на то, чтобы выявить концептуальный аппарат,
придать последнему необходимую ясность,
соотнести с современными понятиями и терминами,
ввести для устранения полисемии дополнительные
термины и т.п. Отметим два обстоятельства,
которые делают такой анализ особенно актуальным.
Во-первых, собрание сочинений Л.С. Выготского
представляет собой большой массив его
письменной и устной речи, рожденной в разное
время и в разных условиях, разным способом
дошедшей до публикации и в разной степени
подвергавшейся редакторской обработке. Здесь
много неизвестных факторов, которые не дают
возможности однозначно приписывать самому Л.С.
Выготскому все обнаруживаемые в его работах
терминологические расхождения и логические
противоречия. Никто не может поручиться, что
некоторые противоречия не созданы редакторской
правкой и ошибками стенографистов (см. [6; 139]).
Во-вторых, до сих пор высказываются
противоречивые мнения о степени завершенности
психологической концепции, или системы Л.С.
Выготского. В одно и то же время утверждается, что
"нельзя понять психологическую концепцию Л.С.
Выготского вне ее эволюции" и что "Выготский
не создал сколько-нибудь завершенной
психологической системы" [14; 459]. Неоднократно о
незаконченности, незавершенности,
недостроенности психологической системы Л.С.
Выготского высказывался один из главных его
последователей А.Н. Леонтьев ([7; 38], [8; 20, 29, 104]).
Однако нетрудно убедиться, что данная оценка, как
правило, относилась к определенному циклу идей,
который принято называть "теорией смыслового
строения сознания", а не в целом к концепции
развития высших психических функций. От этой
концепции Л.С. Выготский никогда не отказывался.
Суть дела гораздо точнее обрисовал А.Р. Лурия:
"Л.С. Выготский успел создать психологическую
систему, которая до сих пор не изучена
полностью" [11; 44]. Как нам кажется, презумпция
существования относительно завершенной и
плодотворной концепции Л.С. Выготского
совершенно оправданна, но это не противоречит
признанию того, что терминология и аргументация
концепции претерпевала изменения, и даже тому,
что она не была логически строго, ясно и полно
выражена. Отсюда вполне понятны и законны
многочисленные попытки исследования концепции
Л.С. Выготского, которые в то же время не должны
ограничиваться сведением последней только к
основным положениям. Это создает иллюзию
простоты взглядов Л.С. Выготского и иллюзию их
понимания.
Концепция Л.С. Выготского очень сложна,
многопланова и отнюдь не лежит на поверхности
текстов автора. У Л.С. Выготского было слишком
мало времени на выведение всех следствий, их
систематизацию и академическое изложение.
Поэтому нельзя делать ставку на то, что мы найдем
в его текстах готовую и законченную концепцию, но
эти тексты можно использовать для воссоздания
имплицитной, внутренней концепции. Путь к ней
должен быть, как сказал бы Л.С. Выготский,
обходным, или окольным. Он лежит через изучение
научного языка, через предварительную
реконструкцию самого главного инструмента и
фундамента творческой мысли -
понятийно-терминологической системы.
Сам Л.С. Выготский прекрасно осознавал важность
научного языка. "Язык, - писал он, - научный в
частности, есть орудие мысли, инструмент анализа,
и достаточно посмотреть, каким инструментом
пользуется наука, чтобы понять характер
операций, которыми она занимается" [3, т. 1; 356].
Между прочим, изучая проблемы взаимосвязи
мышления и речи, Л.С. Выготский тоже применял
семантический анализ: "метод исследования
интересующей нас проблемы не может быть иным, чем
метод семантического анализа, метод анализа
смысловой стороны речи, метод изучения
словесного значения" [3, т. 2; 17].
Разумеется, задача логико-семантического
анализа была бы совершенно тривиальной и с
научной точки зрения бессмысленной, если бы Л.С.
Выготский:
1) использовал четкую логическую систему понятий,
2) употреблял только термины, которые имеют
известное значение, 3) всегда давал бы
определения новым понятиям, 4) не менял значения
хотя бы основных терминов. Но в том-то и дело, что
все это далеко не так. И в качестве гипотезы мы
смело можем утверждать, что между терминологией
и понятийной системой Л.С. Выготского нет
хорошего соответствия, тем более строгого
изоморфизма.
Далее...
|