НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ЮБИЛЕЙНАЯ СЕССИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА
С 22 по 26 марта с.г. в Психологическом институте
РАО им. Л.Г. Щукиной состоялась юбилейная
научно-практическая сессия, посвященная 85-летию
института. Сессия проходила под общим девизом
"Психологическая наука и образование". С
вступительным словом о роли института в развитии
психологической науки выступил директор В.В.
Рубцов.
Всего на сессии было заслушано и обсуждено более
20 докладов, которые отличались разнообразием
жанров и тематики. Среди них были и сугубо
теоретические доклады, и
практики-ориентированные работы и сообщения об
экспериментальных исследованиях.
Первый день работы сессии был посвящен истории
института. Уникальные исторические данные были
представлены в докладе М.Г. Ярошевского,
проанализировавшего историю формирования и
развития в институте двух ведущих научных школ -
школы Челпанова и школы Выготского.
С историко-культурным анализом развития науки в
институте выступили Б.С. Братусь и В.В. Умрихин.
Они остановились на истории возникновения
института и изложили свою точку зрения на его
современное состояние. Особо была подчеркнута
необходимость укрепления
философско-психологических исследований.
Среди теоретических докладов особый интерес
вызвали доклады Н.И. Чуприковой, Б.Д. Эльконина,
В.И. Панова.
В докладе Н.И. Чуприковой был сформулирован
всеобщий универсальный закон развития: от общего
к частному, от целого - к частям. Обоснование
этого закона осуществлялось на основе анализа и
обобщения самых разнообразных научных фактов и
литературных источников. Автор использовал
теоретические представления не только
психологии, но и философии, биологии, физиологии,
культурологии и т.д.
Конкретное воплощение данного всеобщего закона
в практике обучения было представлено в докладе
Н.П. Локаловой. Она рассказала о разработанных и
внедренных ею уроках психологического развития
в обычных классах начальной школы, в основу
которых положено овладение детьми основами
анализа и системной дифференциации.
В докладе Б.Д. Эльконина был предложен новый
подход к развивающему обучению в подростковом
возрасте. Автор проанализировал обобщенную
картину развивающего обучения подростка с трех
разных позиций: с позиции субъекта, предмета и
способа обучения. Особо была подчеркнута роль
онтологической децентрации в этом возрасте.
Сообщение В.И. Панова было посвящено актуальным
проблемам экопсихологического подхода к
изучению психики человека.Автор зафиксировал
различные уровни взаимовлияния психики и среды в
субъект-объектной парадигме. Доклад вызвал
острую дискуссию, в которой обсуждались
различные понимания категории "субъекта",
соотношения психики и среды, содержание
категории "среды" и т.д.
А.К. Осницким были сформулированы основные
критерии самодеятельности человека, среди
которых автор выделил: целостность и структурную
полноту системы саморегуляции, необходимость
использования функциональных связей, владение
средствами анализа и конструирования разных
уровней саморегуляции, умение оперировать со
знаковой информацией и согласованность системы
саморегуляции с опытом субъектной активности.
В докладе М.К. Кабардова был представлен анализ
системы "Учитель - Метод - Ученик" в
дифференциально-психологическом аспекте. Автор
убедительно показал необходимость учета
индивидуальных возможностей учащегося, стиля
педагогической деятельности, а также
особенности используемого педагогом метода.
Согласно позиции автора, эффективность процесса
обучения зависит от "валентности" этих
факторов по отношению друг к другу.
Ряд докладов наряду с общеметодологическими
позициями отражал конкретный опыт практической
работы в области образования, основанный на
научной концепции авторов. Так, сообщение Л.М.
Митиной было посвящено концепции и технологии
профессионального развития педагога. Автор
представил модель конструктивного изменения
поведения учителя, основанную на результатах
теоретико-экспериментального исследования.
Данная модель уже используется в практике и
предназначена для реализации в системах
подготовки и переподготовки учителя.
Сообщение А.М. Матюшкина содержало
разносторонний анализ актуальных проблем
обучения одаренного ребенка, в котором наряду с
общетеоретическими позициями, были представлены
конкретные методы и результаты многолетней
педагогической работы с одаренными детьми.
В докладе Н.И. Гуткиной были заявлены
психологические принципы развития
познавательной мотивации и произвольности в
учебной деятельности, а также конкретные формы
реализации этих принципов в практике работы
"групп развития" с детьми, не готовыми к
обучению в школе.
А.Б. Николаева в своем сообщении выделила
приоритеты психологической преемственности
детского сада и школы. Автор призвал к смягчению
резкого перехода к формально-ролевым отношениям
на стыке двух образовательных звеньев и к более
тесному "сосуществованию" детского сада и
школы.
Большой интерес вызвал очень четкий по мысли и по
форме доклад И.М. Улановской, в котором был
представлен оригинальный, научно-обоснованный
подход к определению качества образовательной
среды основной школы. Ею была предложена модель
независимой экспертизы, включающая три блока:
выявление внутренних целевых установок школы,
средств и результатов воздействия
образовательной среды.
Доклады, представленные на сессии, отражали
также конкретные экспериментальные
исследования в области образования. Следует
отметить исследование Ю.Ю. Балашовой,
посвященное диагностике реактивной тревожности
школьников и ее понижению с помощью учебников
нового типа (разработанных группой Г.Г. Граник).
Эксперимент показал, что обучение по новым
учебникам не только улучшает технику чтения и
орфографическую грамотность школьников, но и в
значительной степени снижает уровень школьной
тревожности. В докладе Т.Г. Раевской были
показаны результаты исследования, посвященного
ориентации современных школьников на
образование как социальную и субъективную
ценность. В работе установлено, что для
подавляющего большинства современных
школьников образование является действительно
важной жизненной ценностью. Причем современные
подростки выступили как носители двух
противоположных моделей ценности образования -
процессуальной и результативной.
Наряду с образовательной тематикой на сессии
были представлены исследования, посвященные
классическим фундаментальным проблемам общей и
возрастной психологии. Т.В. Ермолова и К.Н.
Поливанова посвятили свои сообщения проблеме
возрастных кризисов. Т.В. Ермолова заявила новый
подход к выявлению содержания личностных
новообразований возрастных кризисов; на
материале экспериментального исследования было
показано, что новообразованием кризиса семи лет
является социальное Я ребенка, которое
осуществляется в реальном ролевом поведении.
Содержательным фокусом доклада К.Н. Поливановой
был психологический механизм возрастных
переходов. Согласно позиции автора, таким
механизмом является субъективация
психологических достижений предшествующего
периода и переход на новый уровень
произвольности.
Большой интерес вызвал также доклад А.А.
Адаскиной, в котором было представлено
экспериментальное исследование зарождения
художественного образа в процессе восприятия
действительности. В работе была выделена
специфика художественного восприятия обычных
предметов, суть которой состоит в
эмоциональности и целостности восприятия, и
показана отрицательная возрастная динамика этих
особенностей от дошкольного к подростковому
возрасту.
Доклад Г.В. Шуковой был посвящен зрительному
восприятию пространственной протяженности. На
материале тщательного лабораторного
эксперимента была доказана роль процессуальной
длительности в восприятии пространственной
протяженности и предложен психологический
механизм порождения восприятия
пространственности.
Следует отметить сообщение Ю.В. Кортневой, в
котором была предложена оригинальная
модификация классической методики Хоппе,
измеряющей уровень притязаний. Предложенная
методика позволяет сделать важное различение
демонстрируемого и реального (или скрытого и
открытого) уровня притязаний.
В целом, сессия показала, что в Институте
достаточно интенсивно проводятся теоретические
и экспериментальные исследования, в которых
продолжаются и развиваются традиционные для
нашей страны научные школы. Доложенные работы
еще раз продемонстрировали, что фундаментальные
исследования сотрудников института находят
широкое и разнообразное применения в практике
образования и социальной сфере в целом.
В период сессии в институте работала экспертная
комиссия по присуждению премий Г.И. Челпанова и
А.А. Смирнова за лучшие доклады. По результатам
работы комиссии были присуждены следующие
премии.
Премию им. Г.И. Челпанова I степени: Н.И. Чуприкова -
"Всеобщий универсальный закон развития" и
Б.Д. Эльконин - "Развивающее обучение в
подростковом возрасте".
Премию им. Г.И. Челпанова II степени: М.К. Кабардов -
"Врожденное и приобретенное в системе
"Учитель - Метод - Ученик"" и Г.В. Шукова -
"Изучение механизмов зрительного восприятия
пространственной протяженности".
Премию им. А.А. Смирнова I степени получила И.М.
Улановская - "Подход к определению качества
образовательной среды".
Премия им. А.А. Смирнова II степени была присуждена
А.А. Адаскиной - "Зарождение художественного
образа в процессе восприятия
действительности" и Т.В. Ермоловой -
"Социальное Я как личностное новообразование
кризиса семи лет".
КАЛЕНДАРЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ
4—9 июля 1999 г. 6-й Европейский психологический
конгресс. Рим, Италия. Справки: EuroCong r.INPPA, via Arenula 16,
00186, Rome, Italy. Fax: 39-66-880-3822. E-mail: pieran-gelo.sardi@cuneo.alpcom.it
20—24 августа 1999 г. Съезд Американской
психологической ассоциации. Бостон, США. Справки:
American Psychological Association, 750 First St. NE, Washington, DC 20002-4242 USA.
21—24 августа 1999 г. VII Ежегодная международная
конференция «Исследование творчества». Справки:
196066, Санкт-Петербург, ул. Гастелло, 9, Оргкомитет
конференции. Тел.: (812) 291 8220, 448 8220, 443 1330. Факс: (812) 293
1330. E-meil: group@inschool.spb.su
1—5 сентября 1999 г. IX Европейская конференция по
психологии развития. Афины, Греция. Справки: Erasmus
Horizon Ltd. 99, Dinokratous St. 115 21 Athens, Greece. Tel.: +30-1-7257693-4-5. Fax:
+30-1-7257532. E-mail: erasmhor@athena.compulink.gr
16—19 июля 2000 г. XII Международная конференция по
проблемам младенчества. Брайтон, Великобритания.
Справки: ICID — School of Cognitive and Computing Sciences, University of Sussex,
Brighton BN1 9 QH, United Kingdom. Tel.: +44 1273678448. Fax: +441273 671320. E-mail: icis
2000@cogs. susx.ac.uk
26—29 мая 2000 г. VI Международная конференция
«Социально-психологическая реабилитация
населения, пострадавшего от экологических и
техногенных катастроф». Справки: Секретариат
конференции, ул. Чайковского, 7 Минск, 220023,
Беларусь. Тел.: (0172) 264 2609, (0172) 263 4403. Факс: (0172) 20 56 35.
E-mail: Ipergam@minsk.sovam.com
23—28 июля 2000 г. XXVII Международный психологический
конгресс. Стокгольм, Швеция. Справки: 27th International
Congress of Psychology, Swedish Psychological Association, Box 3287, S-103, 65 Stockholm,
Sweden. Tel.: 46-8-696-97-60. Fax: 46-8-24-78-55.
Далее...
|