Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

КОРОТКО О КНИГАХ

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЦВЕТА И ВАРЬИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ КООРДИНАТ

MacLaury R.E. Color and cognition in Mesoamerica. Constructing categories as vantages. Austin: Texas Univ., 1997. 616 p.

Когда мы называем цвет некоторой поверхности, какие когнитивные процессы опосредствуют нейрональный ответ зрительной системы? Этот вопрос ставит Р. МакЛори в своей книге и отвечает на него с позиции развиваемой им теории категоризации - "точки зрения" (Vantage Theory). Ее разработка явилась результатом анализа обширных психолингвистических данных - интервьюирования носителей 116 языков и диалектов Центральной Америки - с использованием набора стандартных цветовых стимулов (выкрасок Манселла). Как пишет во введении автор, полученные им результаты имеют отношение к нескольким областям исследования: 1) науке о цвете, 2) концепции категоризации, 3) проблеме лингвистической относительности и 4) кросскультурному сравнению. В данной рецензии обсуждаются аспекты, имеющие отношение только к двум первым. Значение книги Р. МакЛори среди работ по цветовому зрению не будет вполне понято, если не указать, что с начала века в рассматриваемой области исследования преобладала структуралистская точка зрения, согласно которой восприятие определяется исключительно лингвистическими категориями и, следовательно, является исключительным для носителей данного языка (гипотеза Сепира - Уорфа). Радикальное изменение в понимании отношения "цвет - язык" связано с работой Б. Берлина и П. Кэя "Basic color terms" (1969), где была сформулирована гипотеза универсализма. Согласно ей, во всех развитых языках существует не более 11 основных цветовых категорий (белый, черный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый и т.д.), которые в определенной последовательности возникают в эволюции языка. Они отражают универсальные характеристики цветовосприятия и, по предположению, являются производными оппонентных характеристик цветовой системы. Последнее положение нашло приблизительно тогда же подтверждение в психофизических (Л.М. Харвич и Д. Джеймсон) и электрофизиологических (Р.Л. ДеВалуа и К.К. ДеВалуа) исследованиях (и, добавим, совсем недавно, в 1997 г., в исследовании с применением магнитного резонанса).

Р. МакЛори придерживается гипотезы универсализма своего учителя Б. Берлина и продолжает его исследовательскую традицию - в тщательности эмпирической процедуры и строгости определения границ и структуры цветовых категорий. Однако его выводы заставляют пересмотреть устоявшееся за 30 лет представление об однозначности отношения категория - цветовой стимул. Не оспаривая единых физиологических механизмов, определяющих восприятие цвета, Р. МакЛори утверждает, что результат категоризации цвета не является фиксированным, ибо этот процесс опосредствуется когнитивной "точкой зрения" (vantage), которая определяет акцент на сходстве или различии категоризуемого стимула с другими цветовыми множествами.

Согласно Р. МакЛори, прогрессивное подчеркивание различий между цветовыми стимулами является результатом обогащения социоприродной среды и служит механизмом эволюции цветовых обозначений: в уже существующей, "доминантной", цветовой категории зарождается "рецессивная" субкатегория. Соответствующее подмножество цветов получает новое наименование, к которому носители языка прибегают лишь в определенном когнитивном контексте и которое означает потенциальное отпочкование новой категории. Эволюция цветообозначений подробно прослеживается автором в языках Центральной Америки с числом цветовых категорий менее одиннадцати. Исходя из представления о непрерывности этого процесса и в развитых языках, автор обсуждает проблему возможности выделения двенадцатой цветовой категории и в этом контексте подробно анализирует синий и голубой в русском языке, которые служат для дифференциации светлоты цветов основной (англоязычной) категории blue, но по критериям Б. Берлина не могут считаться отдельными категориями.

Vantage Theory Р. МакЛори выходит далеко за рамки изучаемой им эволюции цветообозначений и адресует читателя к более широкой проблеме категоризации как процесса организации ментального опыта. Автор критически анализирует доминирующую теорию прототипов Э. Рош, в которой категория определяется как структура, организованная вокруг ее "наилучшего представителя" (прототипа) с градацией субъективной "удаленности" остальных объектов. Он заключает, что теория прототипов предполагает статичность ментальных структур и не схватывает варьирования их содержания и соотношений с другими категориями, обусловленного постоянно меняющимися задачами индивида.

Теория Р. МакЛори направлена на преодоление этой проблемы и постулирует динамичность структурирования субъективного опыта. Основное положение этой теории в том, что люди активно строят свои категории с помощью дифференциального акцента на сходстве или различии категоризуемых объектов по отношению к когнитивным референтным точкам (vantage). В терминах пространственно-временной аналогии, к которой прибегает автор, категоризация - это процесс "помещения" стимула в систему когнитивных координат. В зависимости от актуальной задачи и контекста референтные координаты могут изменяться, смещая "точку зрения". Вследствие этого происходит активное изменение наполняемости категории, ее объема и внутренней организации, что может сопровождаться расщеплением данной категории.

Возвращаясь к дилемме "лингвистическая относительность - универсализм" в отношении цвета, теоретическую позицию Р. МакЛори можно охарактеризовать как компромисс между двумя названными выше, а именно: физиологические механизмы цветовой системы являются определяющим и стабилизирующим фактором репрезентации цвета, но категоризация цвета является гибким процессом, обусловленным воздействием когнитивных факторов. Такая трактовка проблемы позволяет отнести рассматриваемую теорию к более высокой, по Р.М. Шепарду, ступени научного исследования, где - от изучения поведенческих, а затем нейрофизиологических характеристик - фокус смещается на понимание механизмов, связывающих внешний мир и ментальные представления человека.

С автором книги Р. МакЛори можно связаться по адресу в Интернете: http://www.sas.upenn.edu/~ maclaury.

Г.В. Парамей

Москва


Далее...