Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

89

 

К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА

 

А.С. ПУШКИН: СТРАНИЦЫ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ ИЗДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ

 

И.Е. СИРОТКИНА

 

Статья написана при поддержке РГНФ, код проекта 97-06-08088.

 

"Пушкин... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет", - эти сказанные в 1832 г. слова Н. В. Гоголя повторялись не раз [4; 50]. С той же фразы, звучавшей как пророчество, начал свою речь на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве Ф.М. Достоевский. Речь Ф.М. Достоевского разошлась по стране, а с ней и оценка А.С. Пушкина не только как лучшего в России поэта, но и как возвышающегося над современниками, опередившего свой век человека. Когда, через пятьдесят лет после смерти поэта, истек срок права наследников на публикацию его работ, и издания А.С. Пушкина наводнили страну, его известность стала всенародной. Под влиянием широко отмечавшихся пушкинских юбилеев - пятидесятилетия смерти в 1887 г. и столетия со дня его рождения в 1899 г. - в России сложился настоящий культ поэта.

Для самых разных людей образ А.С. Пушкина служил идеалом, эталоном - чего именно, зависело от занятий и интересов этих людей. Специалисты по человеческой душе - психологи и психиатры - не могли обойти поэта своим вниманием. В дни столетнего юбилея они объявили А.С. Пушкина "гениальным психологом" и, в одно и то же время, "идеалом душевного здоровья". Но уже меньше чем через два десятилетия, в дни революционной ломки авторитетов, к А.С. Пушкину стали относиться без прежнего пиетета. Левые критики грозили сбросить поэта с "парохода современности". Почти одновременно с этим психиатры сменили точку зрения и начали писать об А.С. Пушкине как о больном гении, делая акцент на якобы неуправляемом темпераменте и частых душевных кризисах поэта. Тем не менее ко времени следующего пушкинского юбилея - столетия его смерти, широко отмечавшегося в 1937 г., - культ поэта возродился. Вместе с культом в психологию и психиатрию вернулась версия "здорового" А.С. Пушкина.

 

*

 

Слова Н.В. Гоголя об А.С. Пушкине, с которых начинается эта статья, были вдохновлены философией немецкого романтизма и, в частности, работами Ф.В.Й. Шеллинга и И.Г. Гердера, которые были чрезвычайно популярны в первой трети XIX в. В статье "Шлецер, Миллер и Гердер" Н.В. Гоголь отзывался об И.Г. Гердере как о глубоком мыслителе, одним из первых взглянувшем на историю как на процесс развития, органической смены эпох и движения народов [4; 85-89]. Романтики отвели истории, как и изучению языков и обычаев, главное место в системе наук о человеке.




Далее...