89
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА
Статья написана при
поддержке РГНФ, код проекта 97-06-08088.
"Пушкин... это русский человек
в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет", - эти
сказанные в 1832 г. слова Н. В. Гоголя повторялись не раз [4; 50]. С той же фразы, звучавшей как пророчество,
начал свою речь на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве Ф.М. Достоевский. Речь Ф.М. Достоевского разошлась по
стране, а с ней и оценка А.С. Пушкина не только как лучшего в России поэта, но
и как возвышающегося над современниками, опередившего свой век человека. Когда,
через пятьдесят лет после смерти поэта, истек срок права наследников на
публикацию его работ, и издания А.С. Пушкина наводнили страну, его известность
стала всенародной. Под влиянием широко отмечавшихся пушкинских юбилеев -
пятидесятилетия смерти в 1887 г. и столетия со дня его рождения в 1899 г. - в
России сложился настоящий культ поэта.
Для самых разных людей образ
А.С. Пушкина служил идеалом, эталоном - чего именно, зависело от занятий и
интересов этих людей. Специалисты по человеческой душе - психологи и психиатры
- не могли обойти поэта своим вниманием. В дни столетнего юбилея они объявили
А.С. Пушкина "гениальным психологом" и, в одно и то же время,
"идеалом душевного здоровья". Но уже меньше чем через два
десятилетия, в дни революционной ломки авторитетов, к А.С. Пушкину стали
относиться без прежнего пиетета. Левые критики грозили сбросить поэта с
"парохода современности". Почти одновременно с этим психиатры сменили
точку зрения и начали писать об А.С. Пушкине как о больном гении, делая акцент
на якобы неуправляемом темпераменте и частых душевных кризисах поэта. Тем не
менее ко времени следующего пушкинского юбилея - столетия его смерти, широко
отмечавшегося в 1937 г., - культ поэта возродился. Вместе с культом в
психологию и психиатрию вернулась версия "здорового" А.С. Пушкина.
*
Слова Н.В. Гоголя об А.С.
Пушкине, с которых начинается эта статья, были вдохновлены философией немецкого
романтизма и, в частности, работами Ф.В.Й. Шеллинга и И.Г. Гердера, которые
были чрезвычайно популярны в первой трети XIX в.
В статье "Шлецер, Миллер и Гердер" Н.В. Гоголь отзывался об И.Г.
Гердере как о глубоком мыслителе, одним из первых взглянувшем на историю как на
процесс развития, органической смены эпох и движения народов [4; 85-89].
Романтики отвели истории, как и изучению языков и обычаев, главное место в
системе наук о человеке.