Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

83

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

 

Т.В. ИВАНОВА

 

Различным аспектам экологической безопасности посвящено достаточно большое количество публикаций как прикладной, узковедомственной направленности, так и анализирующих данную проблему в рамках системного кризиса, характерного для цивилизации в целом [4]. Тревога по поводу настоящих и грядущих экологических бед отражается не только в научных публикациях. Изучение общественного мнения показывает, что в самых широких слоях населения растет озабоченность проблемами окружающей среды [6], [7], [9], [11]. Вместе с тем в других публикациях отмечается отсутствие у человека экологически ориентированных форм поведения и даже, напротив, стремление к активному уничтожению природной среды [10], [12]. Антиэкологические формы поведения человека связываются с преобладанием ценностей технологической цивилизации, базирующейся на императиве неограниченного прогресса и исходящей из парадигмы антропоцентризма. Данный тип цивилизации воспринимает природную среду как условие существования человеческого сообщества и ориентирован на потребление ресурсов природы [8].

Осознание достаточно мрачных перспектив развития человеческого сообщества при условии сохранения нынешних форм природопользования стимулирует разработку иных моделей взаимодействия цивилизации с окружающей средой. Достаточно широко идет обсуждение новых путей развития цивилизации на страницах академических изданий [1], [2], [4], [5], где формулируются иные, проэкологические ценности, которые выступают не просто альтернативой ценностям технологической цивилизации, но прежде всего условием сохранения человечества в целом. Процесс внедрения новой системы ценностей в структуры общественного сознания происходит медленнее.

Но понятно, что материализация проэкологических ориентаций станет возможной лишь в случае готовности преобладающего большинства населения следовать иным парадигмам общественного развития.


84

 

Кроме того, в основе провозглашения необходимости природоохранных мероприятий могут лежать различные ценностные ориентации. С одной стороны, природная среда, понимаемая в качестве ресурса для развития экономики и промышленности, выступает как нечто вторичное и подчиненное по отношению к социокультурному развитию общества. Охрана природной среды в этом смысле аналогична рациональному природопользованию и необходима постольку, поскольку обеспечивает развитие человеческого сообщества. С другой стороны, возможно понимание природной среды как обладающей ценностью вне зависимости от ее включенности в социокультурную реальность. В данном случае термин "охрана окружающей среды", предполагающий понимание природы как условия развития человеческой активности, по сути, замещается иной системой отношений природы и человеческого сообщества, в которой природная среда обладает самоценностью независимо от ее значимости для социокультурной реальности.

Именно поэтому большой интерес представляет изучение экологического сознания человека, его отношения к окружающей среде, мотивов проэкологического поведения. Психологические исследования данной проблемы показывают существование неоднозначного отношения к природной среде [3], [13]. В этой связи возникает необходимость целенаправленного воспитательного и обучающего воздействия на структуры массового сознания с целью формирования как экологических ценностей, так и соответствующих форм поведения. Вместе с тем проблема экологического обучения изначально несет в себе противоречие. Человек, как известно, является носителем не только психологических, но и социальных качеств. При этом выполнение социальной роли может входить в противоречие с ценностями носителя данной роли. Можно быть самым активным "другом природы" во внерабочее время и одновременно, подчиняясь логике производственного процесса, наносить экологический ущерб. Вероятно, данное противоречие закладывается в процессе овладения профессиональными навыками, в частности, в период обучения в высшей школе. Изучению этой проблемы и была посвящена предлагаемая работа.

Целью настоящего исследования было изучение структуры экологических ориентаций в общественном сознании. В качестве отдельных задач изучалось соотношение экологических ориентаций с иными жизненными ценностями, влияние возрастных и профессиональных особенностей на восприятие экологических ценностей. Понятно, что провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении. Ценности в данном случае можно рассматривать как фактор, обеспечивающий боґльшую вероятность определенного типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий.




Далее...