83
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
Т.В. ИВАНОВА
Различным аспектам
экологической безопасности посвящено достаточно большое количество публикаций
как прикладной, узковедомственной направленности, так и анализирующих данную
проблему в рамках системного кризиса, характерного для цивилизации в целом [4]. Тревога по поводу настоящих и грядущих
экологических бед отражается не только в научных публикациях. Изучение
общественного мнения показывает, что в самых широких слоях населения растет
озабоченность проблемами окружающей среды [6], [7], [9], [11]. Вместе с тем в других публикациях отмечается
отсутствие у человека экологически ориентированных форм поведения и даже,
напротив, стремление к активному уничтожению природной среды [10], [12].
Антиэкологические формы поведения человека связываются с преобладанием
ценностей технологической цивилизации, базирующейся на императиве
неограниченного прогресса и исходящей из парадигмы антропоцентризма. Данный тип
цивилизации воспринимает природную среду как условие существования
человеческого сообщества и ориентирован на потребление ресурсов природы [8].
Осознание достаточно мрачных
перспектив развития человеческого сообщества при условии сохранения нынешних
форм природопользования стимулирует разработку иных моделей взаимодействия
цивилизации с окружающей средой. Достаточно широко идет обсуждение новых путей
развития цивилизации на страницах академических изданий [1], [2], [4], [5],
где формулируются иные, проэкологические ценности, которые выступают не просто
альтернативой ценностям технологической цивилизации, но прежде всего условием
сохранения человечества в целом. Процесс внедрения новой системы ценностей в
структуры общественного сознания происходит медленнее.
Но понятно, что
материализация проэкологических ориентаций станет возможной лишь в случае
готовности преобладающего большинства населения следовать иным парадигмам
общественного развития.
84
Кроме того, в основе провозглашения необходимости
природоохранных мероприятий могут лежать различные ценностные ориентации. С
одной стороны, природная среда, понимаемая в качестве ресурса для развития
экономики и промышленности, выступает как нечто вторичное и подчиненное по
отношению к социокультурному развитию общества. Охрана природной среды в этом
смысле аналогична рациональному природопользованию и необходима постольку,
поскольку обеспечивает развитие человеческого сообщества. С другой стороны,
возможно понимание природной среды как обладающей ценностью вне зависимости от
ее включенности в социокультурную реальность. В данном случае термин
"охрана окружающей среды", предполагающий понимание природы как
условия развития человеческой активности, по сути, замещается иной системой
отношений природы и человеческого сообщества, в которой природная среда
обладает самоценностью независимо от ее значимости для социокультурной
реальности.
Именно поэтому большой
интерес представляет изучение экологического сознания человека, его отношения к
окружающей среде, мотивов проэкологического поведения. Психологические
исследования данной проблемы показывают существование неоднозначного отношения
к природной среде [3], [13].
В этой связи возникает необходимость целенаправленного воспитательного и
обучающего воздействия на структуры массового сознания с целью формирования как
экологических ценностей, так и соответствующих форм поведения. Вместе с тем
проблема экологического обучения изначально несет в себе противоречие. Человек,
как известно, является носителем не только психологических, но и социальных
качеств. При этом выполнение социальной роли может входить в противоречие с
ценностями носителя данной роли. Можно быть самым активным "другом
природы" во внерабочее время и одновременно, подчиняясь логике
производственного процесса, наносить экологический ущерб. Вероятно, данное
противоречие закладывается в процессе овладения профессиональными навыками, в
частности, в период обучения в высшей школе. Изучению этой проблемы и была
посвящена предлагаемая работа.
Целью настоящего
исследования было изучение структуры экологических ориентаций в общественном
сознании. В качестве отдельных задач изучалось соотношение экологических
ориентаций с иными жизненными ценностями, влияние возрастных и профессиональных
особенностей на восприятие экологических ценностей. Понятно, что провозглашение
тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном
поведении. Ценности в данном случае можно рассматривать как фактор, обеспечивающий
боґльшую вероятность определенного типа поведения в условиях конкурирующих
внешних воздействий.