Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

75

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

 

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

 

Т.М. МАРЮТИНА

 

В последние десятилетия в практике обучения и воспитания произошла смена установок, и дети, демонстрирующие склонность к преимущественному использованию левой руки, перестали подвергаться настойчивому переучиванию. По этой, а возможно и некоторым другим причинам, количество детей и взрослых, активно использующих левую руку, заметно возросло. В результате приобрели более важное значение проблемы, связанные с особенностями психомоторного и когнитивного развития леворуких ([1], [2], [8], [13] и др.). Однако полное решение этих проблем возможно лишь при условии четкого представления о природе происхождения леворукости. Задача данной работы - изложить современные представления о роли факторов генотипа и среды в формировании мануальной асимметрии.

Из всех известных функциональных асимметрий парных органов мануальная наиболее изучена. Поскольку асимметрия рукости непосредственно связана с локализацией речевых центров, она нередко служит основанием для определения доминирующего полушария. Поэтому проблема мануальной асимметрии в целом являет собой, по образному выражению, вершину айсберга, образуемого обширной сферой билатеральных различий организма человека и межполушарной асимметрии мозга ([2], [5]-[11], [13], [15] и др.).

Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых (социоэкологических), генетических и патологических (о влиянии патологических факторов на формирование леворукости см. [8], [9], [15]).

 

РОЛЬ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

 

Целый ряд данных свидетельствует о том, что общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки [1], [2], [20]. Ранее считалось, что леворукие составляют в среднем 5 % населения. Однако в последние десятилетия это число возросло по разных данным до 10 — 25 % [2], [14], причем в разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.

По некоторым данным, частота встречаемости латерального фенотипа, оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, коряки и др.) значительно чаще встречается правополушарный фенотип, для которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимодействии полушарий [1]. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированности к жизни в этих условиях. Возможно, бо’льшая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование


76

 

правой руки, всегда было слабее, чем в средней полосе России. Однако есть точка зрения, что правополушарный фенотип вообще более характерен для популяций, близких к природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу [7].

Кросскультурные исследования убедительно свидетельствуют о том, что особенности культурной среды также влияют на соотношение право- и леворуких в популяции. Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7 % соответственно используют для письма левую руку [19]. В то же время 6,5 % детей - выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), предпочитают левую руку [18]. Среди японских школьников 7,2 % не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11 % [25]. В течение XX столетия пропорция индивидов, пишущих левой рукой, в Соединенных Штатах, Австралии и Новой Зеландии увеличилась с 2 до 12 % [20].

Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что в раннем постнатальном онтогенезе ведущая рука не обнаруживается. Хотя в этом периоде развития можно выделить некоторые признаки латерализации (например, предпочитаемая сторона при повороте головы, различный тонус мышц справа и слева и др.), принято считать, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются у детей 7 — 9 мес [15]. Разница между сторонами, сначала слабая, увеличивается и становится отчетливой в три года, а затем стабилизируется.

При этом считается целесообразным выделять два относительно независимых показателя мануальной латерализации: направление и степень. Направление латерализации, т.е. установление ведущей руки можно рассматривать как нормативную или видоспецифическую характеристику, имеющую два измерения (левое, правое). Степень латерализации - количественная индивидуально-специфическая характеристика, обладающая непрерывной изменчивостью в широком диапазоне. Об относительной ее независимости говорит тот факт, что данная характеристика обнаруживает разную онтогенетическую динамику. Если выбор ведущей руки определяется к трем годам, степень (интенсивность) ее использования существенно возрастает от трех до девяти лет [24]. Таким образом, формирование мануальной асимметрии - достаточно длительный процесс, протекание которого обнаруживает зависимость от условий среды в самом широком понимании последней.




Далее...