75
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ
РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
Т.М. МАРЮТИНА
В последние десятилетия в
практике обучения и воспитания произошла смена установок, и дети,
демонстрирующие склонность к преимущественному использованию левой руки,
перестали подвергаться настойчивому переучиванию. По этой, а возможно и
некоторым другим причинам, количество детей и взрослых, активно использующих
левую руку, заметно возросло. В результате приобрели более важное значение
проблемы, связанные с особенностями психомоторного и когнитивного развития
леворуких ([1], [2],
[8], [13] и
др.). Однако полное решение этих проблем возможно лишь при условии четкого
представления о природе происхождения леворукости. Задача данной работы -
изложить современные представления о роли факторов генотипа и среды в формировании
мануальной асимметрии.
Из всех известных
функциональных асимметрий парных органов мануальная наиболее изучена. Поскольку
асимметрия рукости непосредственно связана с локализацией речевых центров, она
нередко служит основанием для определения доминирующего полушария. Поэтому
проблема мануальной асимметрии в целом являет собой, по образному выражению,
вершину айсберга, образуемого обширной сферой билатеральных различий организма
человека и межполушарной асимметрии мозга ([2],
[5]-[11], [13], [15] и др.).
Происхождение леворукости
традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых
(социоэкологических), генетических и патологических (о влиянии патологических
факторов на формирование леворукости см. [8],
[9], [15]).
Целый ряд данных
свидетельствует о том, что общественные традиции и система воспитания задают
преимущественный выбор ведущей руки [1], [2], [20]. Ранее
считалось, что леворукие составляют в среднем 5 % населения. Однако в последние
десятилетия это число возросло по разных данным до 10 — 25 % [2], [14], причем в
разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.
По некоторым данным, частота
встречаемости латерального фенотипа, оцениваемого по характеру сенсомоторных
асимметрий и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями
экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России
(эскимосы, чукчи, коряки и др.) значительно чаще встречается правополушарный
фенотип, для которого характерно преобладание правополушарных функций во
взаимодействии полушарий [1]. Предполагается,
что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует
об их более оптимальной адаптированности к жизни в этих условиях. Возможно,
бо’льшая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем
обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на
преимущественное использование
76
правой руки, всегда было слабее, чем в средней
полосе России. Однако есть точка зрения, что правополушарный фенотип вообще
более характерен для популяций, близких к природе и менее приобщенных к
научно-техническому прогрессу [7].
Кросскультурные исследования
убедительно свидетельствуют о том, что особенности культурной среды также
влияют на соотношение право- и леворуких в популяции. Среди школьников Китая и
Таиланда только 3,5 и 0,7 % соответственно используют для письма левую руку [19]. В то же время 6,5 % детей - выходцев из
восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования
правой руки ослаблено), предпочитают левую руку [18].
Среди японских школьников 7,2 % не являются праворукими, а если учесть и
переученных, то эта цифра увеличивается до 11 % [25].
В течение XX столетия пропорция индивидов, пишущих левой рукой, в Соединенных
Штатах, Австралии и Новой Зеландии увеличилась с 2 до 12 % [20].
Существенная роль средового
опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что в раннем
постнатальном онтогенезе ведущая рука не обнаруживается. Хотя в этом периоде
развития можно выделить некоторые признаки латерализации (например,
предпочитаемая сторона при повороте головы, различный тонус мышц справа и слева
и др.), принято считать, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются
у детей 7 — 9 мес [15]. Разница между
сторонами, сначала слабая, увеличивается и становится отчетливой в три года, а
затем стабилизируется.
При этом считается
целесообразным выделять два относительно независимых показателя мануальной
латерализации: направление и степень. Направление латерализации, т.е.
установление ведущей руки можно рассматривать как нормативную или
видоспецифическую характеристику, имеющую два измерения (левое, правое).
Степень латерализации - количественная индивидуально-специфическая
характеристика, обладающая непрерывной изменчивостью в широком диапазоне. Об
относительной ее независимости говорит тот факт, что данная характеристика
обнаруживает разную онтогенетическую динамику. Если выбор ведущей руки
определяется к трем годам, степень (интенсивность) ее использования существенно
возрастает от трех до девяти лет [24]. Таким
образом, формирование мануальной асимметрии - достаточно длительный процесс,
протекание которого обнаруживает зависимость от условий среды в самом широком
понимании последней.