Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

39

 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ  УЧАЩИХСЯ

 

И.С. ЯКИМАНСКАЯ

 

В существующей психолого-педагогической литературе термин "образовательная программа" употребляется в разном значении:

· образовательная программа школы как учреждения при переходе его работы из режима функционирования в режим развития. Такая программа представляет собой описание  системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей;

· образовательная программа как базисный учебный план, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения;

· образовательная программа как основа индивидуализации обучения (воспитания) учащихся.

Нередко при описании работы школы в инновационном режиме используются все указанные выше значения термина "образовательная программа". Однако, на наш взгляд, их следует различать не только при проектировании (конструировании) образовательной программы, но и в процессе принятия управленческих решений: при лицензировании, аккредитации образовательного учреждения; проведении внутришкольного контроля, анализе деятельности педагога; оценке результатов учебных достижений школьника и т.п.

В связи с этим разработка содержания термина "образовательная программа"; описание принципов и критериев построения; технологии ее реализации в образовательном процессе представляются нам теоретически важными и практически значимыми.

Обратимся к выявлению того содержания, которое имеется в виду при использовании термина "образовательная программа".

Традиционно она определяет системную деятельность образовательного учреждения (разного профиля, уровня) и отражается в концепции учебного плана1, который строится по определенной схеме:

1) перечень предметов, подлежащих изучению (физика, математика, биология и т.п.);

2) год обучения, с которого вводится та или иная предметность;

3) сроки обучения (недельная нагрузка).

Оптимальное сочетание этих параметров определяет, как правило, концептуальный подход к составлению и реализации учебного плана.

В последнее десятилетие образование ушло из-под диктата стандартного учебного плана (его содержания и структуры). Однако в концептуальном подходе к его построению и реализации мало что изменилось. Такой подход можно обозначить как информационно-справочный, ориентированный в основном на получение знаний ("знаниевый подход" в образовании).

Вариативность в построении учебного плана как основы образовательной программы отразилась в изменении:

 

40

 

· предметного содержания (вводятся для изучения новые предметы - экология, экономика, валеология и т.п.);

· модификации его структуры (базисный, региональный, школьный компонент);

· выделении образовательных областей: естественные науки, искусство, языки и т.п.

интеграции отдельных предметов в познавательные блоки: словесность, обществознание, математика, естествознание, технология, здоровье, искусство и т.п.;

· сочетании основного и дополнительного образования: факультативы, второй язык, классы с углубленным изучением отдельных (профилирующих) учебных предметов, кружки по познавательным интересам и т.п.

Реализация принципа вариативности при проектировании учебного плана; разработка его типовых образцов (гимназия, лицей, общеобразовательная многопрофильная школа); свободный выбор образовательным учреждением того или иного учебного плана (при анализе соответствующих условий его выполнения) - несомненно важное завоевание современной системы образования.

Такая вариативность образования, представленная учебным планом, фиксирует возможность:

· обновления информационной базы содержания образования;

гибкого анализа и учета познавательных интересов детей, их социальных потребностей, профессиональных намерений, личных устремлений;

· превращения образования в культурную деятельность социально значимую в условиях того или иного региона с учетом его геополитических, экономических особенностей, традиций, национального состава и т.п. (более подробно об этом см. [8]).

Краткий анализ содержания, структуры, функции учебного плана показывает, что он реализует традиционную "знаниевую" парадигму, является в своем содержании информационной основой образования, функция которого воспроизведение для нового поколения социально значимых, культурных ценностей общества.

Вместе с тем назрела необходимость в разработке новой концепции учебного плана. Его следует рассматривать не только как информационную базу для проектирования родовых, общественно значимых видов деятельности, а как основу становления и развития индивидуальных видов деятельности с их особым информационным обеспечением в виде знаний, умений, навыков.



1 Значение термина «образовательная программа школы» (первая выделенная нами позиция) здесь не анализируется, раскрытие содержания этого термина дано в «Законе об образовании» (М., 1996. С. 9). Использование этого термина в данном контексте можно найти в практико-ориентированных материалах системы образования [2].




Далее...