39
ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
В существующей
психолого-педагогической литературе термин "образовательная
программа" употребляется в разном значении:
· образовательная программа школы как
учреждения при переходе его работы из режима функционирования в режим развития.
Такая программа представляет собой описание
системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных
целей;
· образовательная программа как базисный
учебный план, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного
образовательного учреждения;
· образовательная программа как основа
индивидуализации обучения (воспитания) учащихся.
Нередко при описании работы школы в инновационном режиме используются все указанные выше значения термина "образовательная программа". Однако, на наш взгляд, их следует различать не только при проектировании (конструировании) образовательной программы, но и в процессе принятия управленческих решений: при лицензировании, аккредитации образовательного учреждения; проведении внутришкольного контроля, анализе деятельности педагога; оценке результатов учебных достижений школьника и т.п.
В связи с этим разработка
содержания термина "образовательная программа"; описание принципов и
критериев построения; технологии ее реализации в образовательном процессе
представляются нам теоретически важными и практически значимыми.
Обратимся к выявлению того содержания,
которое имеется в виду при использовании термина "образовательная
программа".
Традиционно она определяет
системную деятельность образовательного учреждения (разного профиля, уровня) и
отражается в концепции учебного плана1,
который строится по определенной схеме:
1) перечень предметов,
подлежащих изучению (физика, математика, биология и т.п.);
2) год обучения, с которого
вводится та или иная предметность;
3) сроки обучения (недельная
нагрузка).
Оптимальное сочетание этих
параметров определяет, как правило, концептуальный подход к составлению и
реализации учебного плана.
В последнее десятилетие
образование ушло из-под диктата стандартного учебного плана (его содержания и
структуры). Однако в концептуальном подходе к его построению и реализации мало
что изменилось. Такой подход можно обозначить как информационно-справочный,
ориентированный в основном на получение знаний ("знаниевый подход" в
образовании).
Вариативность в построении учебного плана как основы образовательной программы отразилась в изменении:
40
· предметного содержания (вводятся для
изучения новые предметы - экология, экономика, валеология и т.п.);
· модификации его структуры (базисный,
региональный, школьный компонент);
· выделении образовательных областей:
естественные науки, искусство, языки и т.п.
интеграции отдельных
предметов в познавательные блоки: словесность, обществознание, математика,
естествознание, технология, здоровье, искусство и т.п.;
· сочетании основного и дополнительного
образования: факультативы, второй язык, классы с углубленным изучением
отдельных (профилирующих) учебных предметов, кружки по познавательным интересам
и т.п.
Реализация принципа
вариативности при проектировании учебного плана; разработка его типовых
образцов (гимназия, лицей, общеобразовательная многопрофильная школа);
свободный выбор образовательным учреждением того или иного учебного плана (при
анализе соответствующих условий его выполнения) - несомненно важное завоевание
современной системы образования.
Такая вариативность
образования, представленная учебным планом, фиксирует возможность:
· обновления информационной базы содержания
образования;
гибкого анализа и учета
познавательных интересов детей, их социальных потребностей, профессиональных
намерений, личных устремлений;
· превращения образования в культурную
деятельность социально значимую в условиях того или иного региона с учетом его
геополитических, экономических особенностей, традиций, национального состава и
т.п. (более подробно об этом см. [8]).
Краткий анализ содержания,
структуры, функции учебного плана показывает, что он реализует традиционную
"знаниевую" парадигму, является в своем содержании информационной
основой образования, функция которого воспроизведение для нового поколения
социально значимых, культурных ценностей общества.
Вместе с тем назрела
необходимость в разработке новой концепции учебного плана. Его следует
рассматривать не только как информационную базу для проектирования родовых,
общественно значимых видов деятельности, а как основу становления и развития индивидуальных
видов деятельности с их особым информационным обеспечением в виде знаний,
умений, навыков.
1 Значение термина «образовательная программа школы» (первая выделенная нами позиция) здесь не анализируется, раскрытие содержания этого термина дано в «Законе об образовании» (М., 1996. С. 9). Использование этого термина в данном контексте можно найти в практико-ориентированных материалах системы образования [2].