Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

18

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В.С. ЛАЗАРЕВ

 

Модель психического развития человека занимает центральное место в культурно-исторической теории деятельности. Она призвана служить основой выдвижения гипотез частных исследований и одновременно тем, что должно развиваться в результате этих исследований. Эвристический потенциал идей, заложенных в эту модель, огромен, однако логические противоречия в их разворачивании и непроработанность ряда принципиальных ее моментов все в большей степени начинают сдерживать развитие данной теории.

Необходимость критически проанализировать деятельностную модель психического развития возникла у меня при работе над проблемой целей общего образования. Была предпринята попытка, взяв ее за основание, вывести искомые цели. Такой подход представлялся мне вполне оправданным, поскольку вслед за В.В. Давыдовым я исходил (и продолжаю разделять эту позицию) из того, что воспитание и обучение - это всеобщие формы развития человека. Однако уже первые попытки определить цели начального образования породили вопросы, на которые нельзя было дать ответ, опираясь на существующую периодизацию психического развития.

Незадолго до смерти В.В. Давыдова у нас с ним состоялась продолжительная беседа, в ходе которой я изложил ему свои сомнения и предложения. По многим ключевым моментам наши взгляды совпали, хотя некоторые мои позиции, по мнению Василия Васильевича, требовали обдумывания. Мы расстались на том, что я изложу все "на бумаге" и мы снова вернемся к нашему разговору. К сожалению, этого не случилось.

В этой статье я предлагаю для обсуждения свой анализ проблем деятельностной модели психического развития и способы их разрешения, обсуждавшиеся в той беседе с В.В. Давыдовым и откорректированные по ее результатам.

 

1. ДУАЛИЗМ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

 

Более четверти века назад Д.Б. Эльконин в статье "К проблеме периодизации психического развития ребенка" писал, что "...при рассмотрении психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий развития: мотивационно-потребностной сферы и интеллектуальных познавательных процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс" [9; 71]. С тех пор положение не сильно изменилось, и связано это с тем, что проблема не была поставлена в полном объеме.

Теория деятельности различает человека как индивида, как субъекта и как личность. Анализируя соотношение этих понятий, В.В. Давыдов отмечал, что "специальное сравнение определений личности, индивида и субъекта, достаточно широко употребляемых в философии и теоретической психологии, показывает, что они рядоположенны и нередко выступают как

19

 

синонимы" [2; 52]. В отличие от этого он, как и А.Н. Леонтьев, разводил эти понятия, обращая особое внимание на выделение специфики той реальности, которая выражается в понятии "личность". "Личность ¹ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается" [6; 384].

С этой позиции субъект есть индивид, но не всякий индивид является субъектом деятельности. Личность есть субъект деятельности, но не всякий субъект есть личность.

Таким образом, полагается, что есть различия между развитием человека как индивида, как субъекта и как личности.

Конечно, не развиваясь как индивид, человек не может сформироваться как личность, но далеко не всегда, развиваясь как психический индивид, он развивается и как личность. Эти две линии развития взаимосвязаны, но находятся на разных уровнях. Однако в периодизации психического развития они часто оказываются рядоположенными.

Причина этого, на мой взгляд, состоит в отождествлении традиционно выделяемых высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, воображения, воли и др.) и функций субъекта деятельности.

Функции субъекта отличны от тех, которые принято рассматривать в качестве высших психических и которые соответствуют пониманию человека как индивида. В качестве субъекта человек анализирует ситуацию, оценивает ее, ставит цели, планирует их достижение, принимает решения, контролирует практические действия, т.е. он строит свою деятельность, реализуя функции анализа, оценки, целеполагания, планирования, принятия решений и т.д. Конечно, эти функции выполняются благодаря восприятию, памяти, мышлению, воображению, но по отношению к последним они являются интегративными образованиями. Здесь то же отношение, что между атомами и молекулами веществ. Расчленение молекулы на отдельные атомы приводит к потере свойств вещества. Но по-прежнему, исследуя функции субъекта деятельности или действий, их представляют как особенную форму той или иной функции индивида. Например, целеобразование исследуют как мышление, принятие решений - как волю, построение образа ситуации - как восприятие.

Л.С. Выготский полагал, что в ходе развития человека взаимоотношения между психическими функциями не остаются постоянными, они непрерывно меняются, образуя подвижные и изменчивые межфункциональные системы. Потому он формулировал принцип развития как изменения межфункциональных отношений и формирования новых функциональных систем. Однако и в периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, и в аналогичной периодизации В.В. Давыдова новообразования, которые характеризуют результаты развития в разные возрастные периоды, отражают изменения и в психических функциях и в функциях индивида субъекта как рядоположенные.

Так, Д.Б. Эльконин, характеризуя новообразования раннего детства, пишет: "При прослеживании процесса становления предметных действий ребенка выявляется возникновение первых целеполаганий и собственно орудийных действий. Характерным можно считать и появление у малыша так называемых пробующих действий" [9; 53]. Он также отмечает, что для периода раннего детства характерно и интеллектуальное решение задач; в этот период интенсивно развивается речь. Как на основное новообразование он указывает на появление у ребенка феномена "Я-сам". На эти же новообразования указывает и В.В. Давыдов. Появление зачатков смыслообразования, речевого планирования, целеполагания, овладение средствами выполнения предметных действий, контроль действий - это, без сомнения, новообразования, характеризующие становление субъекта. Но наряду с этими новообразованиями В.В. Давыдов обращает внимание на качественные изменения в преддошкольном периоде в восприятии ребенка, на возникновение у него наглядно-образного мышления. Эти изменения важно учитывать для понимания тех механизмов, благодаря которым ребенок овладевает своим поведением, однако они - новообразования уже другого порядка. Конечно, изменение способа планирования действий оказывается возможным благодаря изменениям в восприятии и мышлении, но эти изменения логически нельзя рассматривать как рядоположенные.




Далее...