Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

К 85-ЛЕТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Свое 85-летие Психологический институт им. Л.Г. Щукиной отметил рядом знаменательных событий. В последнюю неделю марта была проведена юбилейная научно-практическая сессия, на которой ведущие сотрудники Института выступили с докладами.

5 апреля 1999 г. в Московском Доме ученых прошло торжественное заседание, посвященное замечательному юбилею.

6 апреля была открыта памятная доска — «Памятник архитектуры. Охраняется государством», — прикрепленная к фасаду здания Психологического института. В этот же день был открыт музей «Из истории Психологического института им. Л.Г. Щукиной», а также проведено торжественное заседание, посвященное 120-летию со дня рождения Г.Г. Шпета.

Ниже публикуются отдельные доклады, прозвучавшие в дни празднования юбилея, и ряд приветствий, поступивших в адрес Института.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ им. Л.Г. ЩУКИНОЙ*

В.В. РУБЦОВ

Психологический институт, созданный в 1912 г. и открытый в 1914 г. профессором МГУ Г.И. Челпановым, был первым в России (и в то время - третьим в мире) научно-исследовательским и образовательным психологическим институтом. В разное время он носил различные названия: Научно-исследовательский институт психологии РСФСР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР и др. В системе Российской Академии образования в 1992 г. институту было возвращено его первоначальное название - Психологический институт им. Л.Г. Щукиной. С институтом связаны имена выдающихся представителей отечественной культуры и науки - психологов, историков, филологов. Среди них Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, К.Г. Локс, Л.М. Лопатин, А.Ф. Лосев, Б.Л. Пастернак, П.С. Попов, Л.Н. Шестов, Г.Г. Шпет и другие.

За более чем 85-летнюю историю существования в стенах института работали выдающиеся отечественные ученые-психологи: Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.В. Кравков, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, Н.А. Рыбников, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Н.А. Бернштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, А.Р. Лурия, Ф.Д. Горбов, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Е.И. Бойко, Н.А. Менчинская, П.А. Шеварев, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, Д.А. Ошанин, Д.Б. Эльконин, А.И. Миракян, В.В. Давыдов и другие, создавшие широко известную в России и за рубежом отечественную научную психологическую школу.

В настоящее время Психологический институт является крупнейшим научно-исследовательским учреждением России, научные подразделения которого ведут широкомасштабные психологические исследования - от изучения фундаментальных проблем теории и истории психологии, закономерностей развития и регуляции психики до практико-ориентированных разработок проблем развития человека в конкретных видах его деятельности (в общении, игре, учебной и профессиональной деятельности и др.). Приоритетные направления в работе института определяются социальным заказом на психологическое обеспечение обучения, развития и воспитания детей и взрослых в условиях сложно меняющегося общества, в условиях создания и поддержки эффективных систем личностно-ориентированного образования, предназначенных для различных контингентов обучаемых. Эти направления определяются также потребностями развития и управления социальной сферы.

На текущий момент институт определил следующие приоритетные направления исследований:

1) проблемы истории и теории психологии, исторической психологии, по существу затрагивающие анализ и развитие фундаментальных идей и научных теорий;

2) методологические проблемы и фундаментальные закономерности психического развития человека в современных условиях;

3) психологические основы развивающего образования с ориентацией на разработку психологического обеспечения личностно-ориентированных образовательных систем;

4) психология возрастного развития детей в семье, в школе и вне школы;

5) психологическая диагностика;

6) подготовка и повышение психологической квалификации педагогов и управленцев дошкольного, среднего, высшего, профессионального и дополнительного образования;

7) психологические методы отбора, диагностики и профессионального становления представителей различных профессий;

8) психологическая служба в образовании;

9) психология одаренности;

10) психология индивидуальных различий, способностей, склонностей и задатков;

11) психотерапия и психологическая реабилитация;

12) этика и психология семейной жизни.

Уже простое перечисление этих направлений демонстрирует высокий уровень разработок отечественной психологии, ее непреходящую фундаментальность, заложенную нашими выдающимися учителями. Проводимые сегодня в институте фундаментальные исследования ориентированы на изучение методологических, теоретических, экспериментальных проблем когнитивного, социального и духовного развития человека, разработку актуальных проблем педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности, научных основ детской практической психологии. В Институте разрабатываются методы психологической помощи населению, система диагностики возрастного развития человека, создаются пакеты диагностических методик экспертизы эффективности образовательной среды школы, разрабатываются методы психотерапевтической помощи детям и взрослым и др.

Практико-ориентированные направления деятельности института в современных условиях связаны с психологическим обеспечением развивающего и развивающегося образования, включающим разработку теоретико-методических основ педагогики и психологии развития, создание новой по своим задачам и функциям практико-ориентированной науки, на основе которой становится возможным превращение образования в средство развития общественных систем, реальное средство развития социокультурной жизни человека.

Со времени своего основания Психологический институт был и остается в хорошем смысле слова "кузницей" для подготовки высоко квалифицированных научных кадров для Москвы, России, а сейчас - и для стран ближнего зарубежья. Только за период 1994-1998 гг. на его диссертационных советах было защищено 25 докторских и 77 кандидатских диссертаций. В течение этого же периода ежегодно в его аспирантуре обучалось в среднем 30 аспирантов и 30 соискателей.

Результаты научных исследований Психологического института широко используются в массовом образовании: издаются учебники, учебные пособия для вузов, школ и профессиональных учебных заведений, выпускается методическая и популярная литература для учителей и родителей, создаются авторские курсы и программы обучения.

За последние пять лет сотрудники института подготовили и опубликовали: 73 фундаментальные монографии, 90 сборников научных трудов, 15 учебников и учебных пособий, 100 методических пособий и методических рекомендаций, свыше 300 статей.

Психологический институт проводит последовательную политику по сохранению традиций отечественной науки, организует целенаправленное переиздание трудов несправедливо забытых ее представителей - Г.И. Челпанова, В.В. Зеньковского, Л.М. Лопатина и других. В институте регулярно проводятся конференции и семинары, посвященные научному наследию корифеев отечественной психологии. Так, в 1995-1998 гг. состоялись конференции, посвященные памяти Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, Д.А. Ошанина, Л.И. Божович, ежегодно проводятся традиционные "Челпановские чтения".

Психологический институт ведет активную научную и научно-организационную деятельность. В 1994-1998 гг. его сотрудники приняли участие в работе 60 российских научных конференций и семинаров, участвовали в 42 международных научных конференциях и конгрессах, причем нередко были основными организаторами и руководителями секций, симпозиумов, научных направлений. Из наиболее значимых мероприятий этого периода следует специально отметить организацию и проведение институтом III Международного конгресса по теории деятельности (Москва, июнь 1995 г.), в котором участвовали ученые из 21 страны, а также, совместно с Психологическим институтом Российского государственного гуманитарного университета, - Международной конференции "Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования", посвященной 100-летию со дня рождения Л.С.Выготского (Москва, октябрь 1996 г.), в работе которой участвовали ученые из 46 стран.

Институт является членом Американской психологической ассоциации, активно участвует в работе Международной организации ISCRAT. 29 сотрудников института - члены ISSBD (Международного общества исследования развития поведения). Совместно с Висконсинским университетом (США) Психологический институт участвует в долгосрочной международной программе "Психология образования", имеет устойчивое научное сотрудничество с университетами Италии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Дании, Японии, Великобритании, Германии.

О высоком профессиональном уровне сотрудников Психологического института свидетельствует число грантов, полученных от различных научных фондов. Так, в период с 1994 по 1998 гг. институт имел гранты от РГНФ (27), РФФИ (9), Фонда Сороса (6), от Международного научного фонда (3), Института "Открытое общество" (3).

Высокая социальная и научная значимость проводимых в институте исследований и разработок подтверждается тем, что его сотрудники в 1997 г. были удостоены двух Государственных премий Президента и двух Государственных премий Правительства Российской Федерации в области образования: авторский коллектив под руководством академика РАО В.В. Давыдова - за создание и внедрение системы развивающего обучения; группа под руководством члена-корреспондента РАО И.В. Дубровиной - за разработку и создание в стране системы психологической службы образования; академики РАО А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский - за разработку научно-педагогических основ преподавания психологии в вузах и создание концептуально обоснованного комплекса современной учебной литературы для вузов и учительского корпуса; группа под руководством академика РАО Г.Г. Граник - за учебно-методический комплект "Русская филология". В 1998 г. сотрудники института удостоены двух Государственных премий Президента: член-корреспондент РАО Д.И. Фельдштейн - за работу в области психологической теории развития личности и авторский коллектив под руководством академика РАО В.В. Рубцова - за разработку системы психологического обеспечения развивающего образования на основе теории социогенеза. Всего высокого звания лауреата Государственной премии в области образования в 1997 и 1998 гг.  удостоены 33 ученых института.

Научные и научно-организационные заслуги сотрудников института отмечены специальными наградами - медалями и грамотами. Медалью К.Д. Ушинского награждены 10 сотрудников, медалью "В память 850-летия Москвы" - 94 специалиста, этой награды они удостоены за активное участие в развитии образования и социальной сферы нашей столицы.

Важное значение имеют исследования и разработки, которые выполняет Психологический институт в рамках основных федеральных программ: "Дети России", "Дети Чернобыля", "Здоровье населения России", "Одаренные дети", "Дети-инвалиды", "Государственный стандарт дошкольного образования", - а также городских программ Правительства Москвы "Столичное образование" и "Образование и здоровье". Многие результаты фундаментальных исследований института внедрены и широко используются на образовательных площадках Москвы, Московской области, Калужской, Тульской, Владимирской, Костромской областях, а также в Сибири, Поволжье, Бурятии, Удмуртии, других регионах Российской Федерации. Институт ведет совместные работы с учеными Украины, Казахстана, Беларуси, Азербайджана, Армении, Грузии.

При Психологическом институте действует около 75 экспериментальных и базовых образовательных учреждений различных типов и видов - ясли, детские сады, школы и школы-лаборатории, лицеи, гимназии, колледжи, ПТУ, институты, психолого-медико-социальные центры и др. При научном руководстве специалистов института на этих площадках создаются новые образцы содержания образования, разрабатываются и проходят апробацию современные технологии, ориентированные на обучение и развитие различных контингентов детей.

Не менее важным критерием высокой научной и научно-практической планки Института является тот факт, что его сотрудники возглавляют редакционные советы или являются членами редколлегий таких известных отечественных научных журналов, как "Вопросы психологии", "Детский практический психолог", "Психологическая наука и образование", "Мир психологии", "Психологическое обозрение", "Московский психотерапевтический журнал", "Искусство в школе", "Медиатека", а также международных журналов - "Журнал для родителей" (Голландия), "Психология в образовании" (Швейцария) и др. Под руководством и при участии сотрудников института издается замечательная 70-томная серия "Психологи отечества" и многое, многое другое. Весь комплекс издаваемой литературы направлен на решение актуальной в современных условиях задачи психологического обеспечения современного образования и прямо адресован педагогам, методистам, учащимся и родителям.

Ровно 85 лет назад в своей знаменитой речи на открытии Психологического института 23 марта 1914 г. в день Св. мученицы Лидии Г.И. Челпанов, указывая на принципиальное значение образовательных задач университетской науки, специально подчеркивал, что современный университет - это обязательное соединение, или, как сейчас говорят, "интеграция" высокой профессиональной учебной и научной деятельности. Собственно, для целей развития университетской науки при Московском университете и создавался Психологический институт. Сегодня, выполняя заветы Г.И. Челпанова и отмечая высокий уровень фундаментальной и прикладной науки института, мы можем с полным основанием сказать, что институт является и современным центром психологического образования. Бесспорным достижением этого направления деятельности института стало открытие в 1996 г. в системе Московского комитета образования нового Московского городского психолого-педагогического института. Около 70 % его профессорско-преподавательского состава - это специалисты Психологического института им. Л.Г. Щукиной. При поддержке Правительства Москвы и Московского комитета образования, руководства Российской академии образования Психологический институт РАО и МГППИ de-facto существуют и действуют как целостный научно-образовательный комплекс, а по сути дела - как современный Психологический университет, демонстрируя пример того, как в опоре на академические НИИ в непростых экономических условиях возможна эффективная форма интеграции науки и образования.

Очевидны реальные преимущества такой интеграции. Во-первых, с самого начала базой для образования будущих специалистов стала научная психологическая школа, доказавшая свою значимость в решении большого числа важных социальных проблем. Во-вторых, на базе учебного института осуществляется не подготовка психологов вообще, а адресная подготовка специалистов, которые смогут практически работать в образовании, в различных областях социальной сферы города. Организуя свою деятельность через Районные управы города, Окружные управления образования, систему городских психологических служб и центров, вновь созданный комплекс берет на себя функцию базового центра поддержки столичного образования, оказания психологической помощи населению города, а тем самым функцию "Службы психологической поддержки и сопровождения развития московского региона". Это стало возможным за счет организации и проведения силами ведущих специалистов, студентов и аспирантов практико-ориентированных, заказных исследований и разработок, прямо направленных на решение наиболее острых вопросов жизни детей и взрослых, иначе говоря, за счет адресного целевого внедрения психологической науки в образование и социальную сферу города. В деле возрождения Челпановского института как современного научно-образовательного практико-ориентированного комплекса неоценимую помощь оказывает Московский комитет образования в лице Л.П. Кезиной.

Современный Психологический институт РАО - это значимое научно-исследовательское учреждение в системе академической науки, и в этом - бесспорно заслуга и позиция Президиума нашей Академии, а также Отделения психологии и возрастной физиологии РАО.

Невозможно представить себе деятельность Психологического института без реального сотрудничества с академическими институтами, с психологическими факультетами университетов и вузов, с городскими учреждениями - Московским городским педуниверситетом, МИПКРО, другими центрами и образовательными учреждениями столицы, префектурами, окружными управлениями образования, многими организациями и ведомствами, учеными и профессионалами. Долгая общая история и повседневная совместная работа связывает Психологический институт с двумя другими крупнейшими центрами отечественной психологии - факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Институтом психологии РАН.

В дни празднования юбилея на фасаде здания Психологического института установлена мемориальная доска, которая увековечивает институт как Памятник истории культуры, а также открыта постоянная выставка истории института, под руководством проф. Т.Д. Марцинковской проходит научный семинар, посвященный 120-летию со дня рождения Г.Г. Шпета. Все это - светлая память о наших замечательных Учителях, которую бережно хранят сотрудники, да и сами стены института. Все, кто бывает в Психологическом институте, отмечают его особую традиционную жизненную атмосферу, притягивающую к себе людей, дающую тепло и согревающую души. Эта атмосфера поддерживается прежде всего благодаря его старейшим сотрудникам: А.А. Бодалеву, Т.Н. Борковой, Э.А. Голубевой, Г.Г. Граник, К.М. Гуревичу, Т.Н. Жуковой, А.В. Захаровой, О.А. Конопкину, Н.С. Лейтесу, А.М. Матюшкину, И.В. Равич-Щербо, А.Г. Рузской, Э.А. Фарапоновой, Д.И. Фельдштейну, В.Э. Чудновскому, Н.И. Чуприковой, М.С. Шехтеру. К сожалению, юбилейные дни были омрачены скоропостижной смертью начальника отдела кадров Софьи Николаевны Тимофеевой, являвшейся одним из воплощений души Психологического института. Институт глубоко скорбит о безвременной кончине этого замечательного человека.

Психологический институт задумывал, творил и строил Георгий Иванович Челпанов, и его Идея по праву торжествует сегодня. Наш выдающийся современник и историк науки проф. М.Г. Ярошевский пишет: "В начале XX в. Г.И. Челпанов отстаивал научное понимание психики, тогда как общество заполонили различные варианты религиозно-мистического воззрения на мир и место в нем человека". "В России была психологическая мысль, но еще не было окончательно сформировано научно-психологическое сообщество... Работой Г.И. Челпанова такое сообщество подготавливалось. Одним из первых центров его консолидации стал Психологический институт..."1.

------------------------------------------------------------------------

* Доклад, прочитанный 5 апреля 1999 г. в Центральном Доме Ученых РАН на торжественном заседании, посвященном 85-летнему юбилею Психологического института. Печатается с сокращениями.

1  См. публикуемую ниже статью М.Г. Ярошевского.


Далее...