К 85-ЛЕТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Свое 85-летие Психологический институт им. Л.Г.
Щукиной отметил рядом знаменательных событий. В
последнюю неделю марта была проведена юбилейная
научно-практическая сессия, на которой ведущие
сотрудники Института выступили с докладами.
5 апреля 1999 г. в Московском Доме ученых прошло
торжественное заседание, посвященное
замечательному юбилею.
6 апреля была открыта памятная доска — «Памятник
архитектуры. Охраняется государством», —
прикрепленная к фасаду здания Психологического
института. В этот же день был открыт музей «Из
истории Психологического института им. Л.Г.
Щукиной», а также проведено торжественное
заседание, посвященное 120-летию со дня рождения
Г.Г. Шпета.
Ниже публикуются отдельные доклады,
прозвучавшие в дни празднования юбилея, и ряд
приветствий, поступивших в адрес Института.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ им. Л.Г. ЩУКИНОЙ*
В.В. РУБЦОВ
Психологический институт, созданный в 1912 г. и
открытый в 1914 г. профессором МГУ Г.И. Челпановым,
был первым в России (и в то время - третьим в мире)
научно-исследовательским и образовательным
психологическим институтом. В разное время он
носил различные названия:
Научно-исследовательский институт психологии
РСФСР, Институт общей и педагогической
психологии АПН СССР и др. В системе Российской
Академии образования в 1992 г. институту было
возвращено его первоначальное название -
Психологический институт им. Л.Г. Щукиной. С
институтом связаны имена выдающихся
представителей отечественной культуры и науки -
психологов, историков, филологов. Среди них Н.А.
Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, К.Г. Локс,
Л.М. Лопатин, А.Ф. Лосев, Б.Л. Пастернак, П.С. Попов,
Л.Н. Шестов, Г.Г. Шпет и другие.
За более чем 85-летнюю историю существования в
стенах института работали выдающиеся
отечественные ученые-психологи: Г.И. Челпанов,
Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.В. Кравков, К.Н.
Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, Н.А.
Рыбников, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Н.А.
Бернштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, А.Р. Лурия,
Ф.Д. Горбов, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Е.И. Бойко, Н.А.
Менчинская, П.А. Шеварев, П.М. Якобсон, А.В.
Запорожец, Д.А. Ошанин, Д.Б. Эльконин, А.И. Миракян,
В.В. Давыдов и другие, создавшие широко известную
в России и за рубежом отечественную научную
психологическую школу.
В настоящее время Психологический институт
является крупнейшим научно-исследовательским
учреждением России, научные подразделения
которого ведут широкомасштабные
психологические исследования - от изучения
фундаментальных проблем теории и истории
психологии, закономерностей развития и
регуляции психики до практико-ориентированных
разработок проблем развития человека в
конкретных видах его деятельности (в общении,
игре, учебной и профессиональной деятельности и
др.). Приоритетные направления в работе института
определяются социальным заказом на
психологическое обеспечение обучения, развития
и воспитания детей и взрослых в условиях сложно
меняющегося общества, в условиях создания и
поддержки эффективных систем
личностно-ориентированного образования,
предназначенных для различных контингентов
обучаемых. Эти направления определяются также
потребностями развития и управления социальной
сферы.
На текущий момент институт определил следующие
приоритетные направления исследований:
1) проблемы истории и теории психологии,
исторической психологии, по существу
затрагивающие анализ и развитие фундаментальных
идей и научных теорий;
2) методологические проблемы и фундаментальные
закономерности психического развития человека в
современных условиях;
3) психологические основы развивающего
образования с ориентацией на разработку
психологического обеспечения
личностно-ориентированных образовательных
систем;
4) психология возрастного развития детей в семье,
в школе и вне школы;
5) психологическая диагностика;
6) подготовка и повышение психологической
квалификации педагогов и управленцев
дошкольного, среднего, высшего,
профессионального и дополнительного
образования;
7) психологические методы отбора, диагностики и
профессионального становления представителей
различных профессий;
8) психологическая служба в образовании;
9) психология одаренности;
10) психология индивидуальных различий,
способностей, склонностей и задатков;
11) психотерапия и психологическая реабилитация;
12) этика и психология семейной жизни.
Уже простое перечисление этих направлений
демонстрирует высокий уровень разработок
отечественной психологии, ее непреходящую
фундаментальность, заложенную нашими
выдающимися учителями. Проводимые сегодня в
институте фундаментальные исследования
ориентированы на изучение методологических,
теоретических, экспериментальных проблем
когнитивного, социального и духовного развития
человека, разработку актуальных проблем
педагогической, возрастной, социальной
психологии и психологии личности, научных основ
детской практической психологии. В Институте
разрабатываются методы психологической помощи
населению, система диагностики возрастного
развития человека, создаются пакеты
диагностических методик экспертизы
эффективности образовательной среды школы,
разрабатываются методы психотерапевтической
помощи детям и взрослым и др.
Практико-ориентированные направления
деятельности института в современных условиях
связаны с психологическим обеспечением
развивающего и развивающегося образования,
включающим разработку теоретико-методических
основ педагогики и психологии развития, создание
новой по своим задачам и функциям
практико-ориентированной науки, на основе
которой становится возможным превращение
образования в средство развития общественных
систем, реальное средство развития
социокультурной жизни человека.
Со времени своего основания Психологический
институт был и остается в хорошем смысле слова
"кузницей" для подготовки высоко
квалифицированных научных кадров для Москвы,
России, а сейчас - и для стран ближнего зарубежья.
Только за период 1994-1998 гг. на его диссертационных
советах было защищено 25 докторских и 77
кандидатских диссертаций. В течение этого же
периода ежегодно в его аспирантуре обучалось в
среднем 30 аспирантов и 30 соискателей.
Результаты научных исследований
Психологического института широко используются
в массовом образовании: издаются учебники,
учебные пособия для вузов, школ и
профессиональных учебных заведений, выпускается
методическая и популярная литература для
учителей и родителей, создаются авторские курсы
и программы обучения.
За последние пять лет сотрудники института
подготовили и опубликовали: 73 фундаментальные
монографии, 90 сборников научных трудов, 15
учебников и учебных пособий, 100 методических
пособий и методических рекомендаций, свыше 300
статей.
Психологический институт проводит
последовательную политику по сохранению
традиций отечественной науки, организует
целенаправленное переиздание трудов
несправедливо забытых ее представителей - Г.И.
Челпанова, В.В. Зеньковского, Л.М. Лопатина и
других. В институте регулярно проводятся
конференции и семинары, посвященные научному
наследию корифеев отечественной психологии. Так,
в 1995-1998 гг. состоялись конференции, посвященные
памяти Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова,
Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, Д.А. Ошанина, Л.И.
Божович, ежегодно проводятся традиционные
"Челпановские чтения".
Психологический институт ведет активную научную
и научно-организационную деятельность. В 1994-1998
гг. его сотрудники приняли участие в работе 60
российских научных конференций и семинаров,
участвовали в 42 международных научных
конференциях и конгрессах, причем нередко были
основными организаторами и руководителями
секций, симпозиумов, научных направлений. Из
наиболее значимых мероприятий этого периода
следует специально отметить организацию и
проведение институтом III Международного
конгресса по теории деятельности (Москва, июнь 1995
г.), в котором участвовали ученые из 21 страны, а
также, совместно с Психологическим институтом
Российского государственного гуманитарного
университета, - Международной конференции
"Культурно-исторический подход: развитие
гуманитарных наук и образования", посвященной
100-летию со дня рождения Л.С.Выготского (Москва,
октябрь 1996 г.), в работе которой участвовали
ученые из 46 стран.
Институт является членом Американской
психологической ассоциации, активно участвует в
работе Международной организации ISCRAT. 29
сотрудников института - члены ISSBD (Международного
общества исследования развития поведения).
Совместно с Висконсинским университетом (США)
Психологический институт участвует в
долгосрочной международной программе
"Психология образования", имеет устойчивое
научное сотрудничество с университетами Италии,
США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Дании, Японии,
Великобритании, Германии.
О высоком профессиональном уровне сотрудников
Психологического института свидетельствует
число грантов, полученных от различных научных
фондов. Так, в период с 1994 по 1998 гг. институт имел
гранты от РГНФ (27), РФФИ (9), Фонда Сороса (6), от
Международного научного фонда (3), Института
"Открытое общество" (3).
Высокая социальная и научная значимость
проводимых в институте исследований и
разработок подтверждается тем, что его
сотрудники в 1997 г. были удостоены двух
Государственных премий Президента и двух
Государственных премий Правительства
Российской Федерации в области образования:
авторский коллектив под руководством академика
РАО В.В. Давыдова - за создание и внедрение
системы развивающего обучения; группа под
руководством члена-корреспондента РАО И.В.
Дубровиной - за разработку и создание в стране
системы психологической службы образования;
академики РАО А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский -
за разработку научно-педагогических основ
преподавания психологии в вузах и создание
концептуально обоснованного комплекса
современной учебной литературы для вузов и
учительского корпуса; группа под руководством
академика РАО Г.Г. Граник - за учебно-методический
комплект "Русская филология". В 1998 г.
сотрудники института удостоены двух
Государственных премий Президента:
член-корреспондент РАО Д.И. Фельдштейн - за работу
в области психологической теории развития
личности и авторский коллектив под руководством
академика РАО В.В. Рубцова - за разработку системы
психологического обеспечения развивающего
образования на основе теории социогенеза. Всего
высокого звания лауреата Государственной премии
в области образования в 1997 и 1998 гг. удостоены 33
ученых института.
Научные и научно-организационные заслуги
сотрудников института отмечены специальными
наградами - медалями и грамотами. Медалью К.Д.
Ушинского награждены 10 сотрудников, медалью "В
память 850-летия Москвы" - 94 специалиста, этой
награды они удостоены за активное участие в
развитии образования и социальной сферы нашей
столицы.
Важное значение имеют исследования и разработки,
которые выполняет Психологический институт в
рамках основных федеральных программ: "Дети
России", "Дети Чернобыля", "Здоровье
населения России", "Одаренные дети",
"Дети-инвалиды", "Государственный
стандарт дошкольного образования", - а также
городских программ Правительства Москвы
"Столичное образование" и "Образование и
здоровье". Многие результаты фундаментальных
исследований института внедрены и широко
используются на образовательных площадках
Москвы, Московской области, Калужской, Тульской,
Владимирской, Костромской областях, а также в
Сибири, Поволжье, Бурятии, Удмуртии, других
регионах Российской Федерации. Институт ведет
совместные работы с учеными Украины, Казахстана,
Беларуси, Азербайджана, Армении, Грузии.
При Психологическом институте действует около 75
экспериментальных и базовых образовательных
учреждений различных типов и видов - ясли,
детские сады, школы и школы-лаборатории, лицеи,
гимназии, колледжи, ПТУ, институты,
психолого-медико-социальные центры и др. При
научном руководстве специалистов института на
этих площадках создаются новые образцы
содержания образования, разрабатываются и
проходят апробацию современные технологии,
ориентированные на обучение и развитие
различных контингентов детей.
Не менее важным критерием высокой научной и
научно-практической планки Института является
тот факт, что его сотрудники возглавляют
редакционные советы или являются членами
редколлегий таких известных отечественных
научных журналов, как "Вопросы психологии",
"Детский практический психолог",
"Психологическая наука и образование",
"Мир психологии", "Психологическое
обозрение", "Московский
психотерапевтический журнал", "Искусство в
школе", "Медиатека", а также международных
журналов - "Журнал для родителей"
(Голландия), "Психология в образовании"
(Швейцария) и др. Под руководством и при участии
сотрудников института издается замечательная
70-томная серия "Психологи отечества" и
многое, многое другое. Весь комплекс издаваемой
литературы направлен на решение актуальной в
современных условиях задачи психологического
обеспечения современного образования и прямо
адресован педагогам, методистам, учащимся и
родителям.
Ровно 85 лет назад в своей знаменитой речи на
открытии Психологического института 23 марта 1914
г. в день Св. мученицы Лидии Г.И. Челпанов,
указывая на принципиальное значение
образовательных задач университетской науки,
специально подчеркивал, что современный
университет - это обязательное соединение, или,
как сейчас говорят, "интеграция" высокой
профессиональной учебной и научной
деятельности. Собственно, для целей развития
университетской науки при Московском
университете и создавался Психологический
институт. Сегодня, выполняя заветы Г.И. Челпанова
и отмечая высокий уровень фундаментальной и
прикладной науки института, мы можем с полным
основанием сказать, что институт является и
современным центром психологического
образования. Бесспорным достижением этого
направления деятельности института стало
открытие в 1996 г. в системе Московского комитета
образования нового Московского городского
психолого-педагогического института. Около 70 %
его профессорско-преподавательского состава -
это специалисты Психологического института им.
Л.Г. Щукиной. При поддержке Правительства Москвы
и Московского комитета образования, руководства
Российской академии образования
Психологический институт РАО и МГППИ de-facto
существуют и действуют как целостный
научно-образовательный комплекс, а по сути дела -
как современный Психологический университет,
демонстрируя пример того, как в опоре на
академические НИИ в непростых экономических
условиях возможна эффективная форма интеграции
науки и образования.
Очевидны реальные преимущества такой
интеграции. Во-первых, с самого начала базой для
образования будущих специалистов стала научная
психологическая школа, доказавшая свою
значимость в решении большого числа важных
социальных проблем. Во-вторых, на базе учебного
института осуществляется не подготовка
психологов вообще, а адресная подготовка
специалистов, которые смогут практически
работать в образовании, в различных областях
социальной сферы города. Организуя свою
деятельность через Районные управы города,
Окружные управления образования, систему
городских психологических служб и центров, вновь
созданный комплекс берет на себя функцию
базового центра поддержки столичного
образования, оказания психологической помощи
населению города, а тем самым функцию "Службы
психологической поддержки и сопровождения
развития московского региона". Это стало
возможным за счет организации и проведения
силами ведущих специалистов, студентов и
аспирантов практико-ориентированных, заказных
исследований и разработок, прямо направленных на
решение наиболее острых вопросов жизни детей и
взрослых, иначе говоря, за счет адресного
целевого внедрения психологической науки в
образование и социальную сферу города. В деле
возрождения Челпановского института как
современного научно-образовательного
практико-ориентированного комплекса неоценимую
помощь оказывает Московский комитет образования
в лице Л.П. Кезиной.
Современный Психологический институт РАО - это
значимое научно-исследовательское учреждение в
системе академической науки, и в этом - бесспорно
заслуга и позиция Президиума нашей Академии, а
также Отделения психологии и возрастной
физиологии РАО.
Невозможно представить себе деятельность
Психологического института без реального
сотрудничества с академическими институтами, с
психологическими факультетами университетов и
вузов, с городскими учреждениями - Московским
городским педуниверситетом, МИПКРО, другими
центрами и образовательными учреждениями
столицы, префектурами, окружными управлениями
образования, многими организациями и
ведомствами, учеными и профессионалами. Долгая
общая история и повседневная совместная работа
связывает Психологический институт с двумя
другими крупнейшими центрами отечественной
психологии - факультетом психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова и Институтом психологии РАН.
В дни празднования юбилея на фасаде здания
Психологического института установлена
мемориальная доска, которая увековечивает
институт как Памятник истории культуры, а также
открыта постоянная выставка истории института,
под руководством проф. Т.Д. Марцинковской
проходит научный семинар, посвященный 120-летию со
дня рождения Г.Г. Шпета. Все это - светлая память о
наших замечательных Учителях, которую бережно
хранят сотрудники, да и сами стены института. Все,
кто бывает в Психологическом институте, отмечают
его особую традиционную жизненную атмосферу,
притягивающую к себе людей, дающую тепло и
согревающую души. Эта атмосфера поддерживается
прежде всего благодаря его старейшим
сотрудникам: А.А. Бодалеву, Т.Н. Борковой, Э.А.
Голубевой, Г.Г. Граник, К.М. Гуревичу, Т.Н. Жуковой,
А.В. Захаровой, О.А. Конопкину, Н.С. Лейтесу, А.М.
Матюшкину, И.В. Равич-Щербо, А.Г. Рузской, Э.А.
Фарапоновой, Д.И. Фельдштейну, В.Э. Чудновскому,
Н.И. Чуприковой, М.С. Шехтеру. К сожалению,
юбилейные дни были омрачены скоропостижной
смертью начальника отдела кадров Софьи
Николаевны Тимофеевой, являвшейся одним из
воплощений души Психологического института.
Институт глубоко скорбит о безвременной кончине
этого замечательного человека.
Психологический институт задумывал, творил и
строил Георгий Иванович Челпанов, и его Идея по
праву торжествует сегодня. Наш выдающийся
современник и историк науки проф. М.Г. Ярошевский
пишет: "В начале XX в. Г.И. Челпанов отстаивал
научное понимание психики, тогда как общество
заполонили различные варианты
религиозно-мистического воззрения на мир и место
в нем человека". "В России была
психологическая мысль, но еще не было
окончательно сформировано
научно-психологическое сообщество... Работой Г.И.
Челпанова такое сообщество подготавливалось.
Одним из первых центров его консолидации стал
Психологический институт..."1.
------------------------------------------------------------------------
* Доклад, прочитанный 5 апреля 1999 г. в Центральном
Доме Ученых РАН на торжественном заседании,
посвященном 85-летнему юбилею Психологического
института. Печатается с сокращениями.
1 См. публикуемую ниже статью М.Г. Ярошевского.
Далее...
|