ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
23 декабря 1998 г. в Москве состоялась городская
научно-практическая конференция "Психология
как учебный предмет в современной средней
школе". Организаторами конференции выступили
Психологический институт РАО, Московский
городской психолого-педагогический институт,
Городской психолого-медико-социальный центр и
Московский комитет образования. Участниками
конференции стали детские практические
психологи, работающие в различных учреждениях
образования, специалисты в области подготовки
психологических кадров, руководители окружных
подразделений психологической службы.
Основная цель конференции, как отметила в своем
выступлении И.В. Дубровина, - всестороннее
обсуждение проблемы преподавания психологии в
современной школе. Развитие психологической
службы системы образования закономерно повлекло
за собой непосредственное включение психолога в
учебный процесс. На сегодняшний день проведение
уроков психологии является важным аспектом
работы школьного психолога. Однако сама эта
работа протекает по преимуществу стихийно в силу
отсутствия единства позиций, точек зрения на
цели, задачи и средства преподавания психологии
в школе. Между тем введение в школьную программу
нового учебного предмета "Психология"
требует обязательного, специально
разработанного научно-методического
обеспечения. Подобно другим школьным
дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и
др.), психология должна вводить ребенка в систему
научных понятий и давать определенные
практические знания в области психологии. И.В.
Дубровина особо подчеркивала, что это первая
конференция, посвященная данной теме, и ее задача
не в том, чтобы вынести окончательное решение, а в
том, чтобы сделать гласными имеющиеся проблемы.
Обсуждение этих вопросов проходило как на
пленарном, так и на секционных заседаниях
конференции.
Преподавание психологии в российской школе
имеет давнюю и нелегкую историю, о чем
увлекательно рассказал в своем докладе А.В.
Петровский. Попытки ввести психологию в круг
учебных предметов были предприняты еще в начале
века. Первые учебники для учащихся писали такие
крупные отечественные психологи, как Г.И.
Челпанов и К.Н. Корнилов. Однако уже к началу 30-х
гг. психология была вычеркнута из числа школьных
дисциплин. Только в 1947 г. психология вместе с
логикой вновь была введена в курс средней школы.
Новый учебник по психологии был написан Б.М.
Тепловым. Этот учебник для старшеклассников не
потерял своей актуальности и сегодня. В 1956 г.
появился еще один учебник для школьников,
подготовленный Г.А. Фортунатовым и А.В.
Петровским. Однако с 1959 г. преподавание
психологии в школе было прекращено. Одной из
причин этого стало отсутствие квалифицированных
преподавателей психологии. Только в 90-е гг., по
сути в конце века, началась широкая подготовка
специалистов-психологов для системы
образования. Именно они, по мнению А.В.
Петровского, и могут взять на себя функции
преподавателей психологии. Особо была
подчеркнута необходимость разработки нового
учебника по психологии, дающего целостное
представление о человеке и его психическом мире.
Е.А. Климов в своем выступлении высказал
убеждение в том, что психологию как учебный
предмет можно преподавать не только в старших
классах, но и в начальной школе, где она может по
праву встать в один ряд с изучением родного языка
и математики. Всегда можно найти доступный для
ребенка уровень объяснения психологических
явлений, подобно тому как мы считаем возможным
давать младшему школьнику основы научных знаний
о живой природе, об окружающем мире.
Р.С. Немов акцентировал внимание на таком важном
вопросе, как цели преподавания психологии в
школе. Он, в частности, выделил ряд основных
целей: получение школьниками элементарных
научных знаний, развитие у них способности к
самопознанию и самосовершенствованию, овладение
умением влиять на людей и профессиональная
ориентация в области психологии. Р.С. Немов
подчеркнул, что преподавать психологию в школе
может лишь человек, обладающий достаточным
педагогическим опытом и глубокими
психологическими знаниями. В этой связи он
предложил организовать постоянно действующий
семинар по обсуждению проблем преподавания
психологии в школе.
А.А. Леонтьев высказал еще один важный аргумент в
пользу преподавания психологии в школе -
овладение каждым ребенком элементарной
психологической культурой, чего так не хватает
нынешним взрослым (педагогам, родителям,
руководителям).
Е.С. Романова также подчеркнула, что задачей
преподавания психологии в школе является прежде
всего сообщение учащимся системы научных знаний,
оно ни в коем случае не должно быть отражением
чьих-то личных представлений о психологии.
Преподавание должно быть гарантировано от
самодеятельности.
Представитель Министерства образования России
Н.В. Морозова обратилась к участникам
конференции с просьбой подготовить обращение к
органам образования России - Министерству
образования РФ и к Московскому комитету
образования о необходимости введения
преподавания психологии в школе.
Все поставленные на пленарном заседании вопросы
подробно обсуждались участниками конференции в
ходе работы двух секций.
Первая из них была посвящена проблеме целевого
предназначения и кадрового обеспечения
преподавания психологии в школе. В центре
обсуждения были вопросы о целях преподавания
психологии в школе, профессиональных
требованиях к преподавателю психологии и этике
проведения уроков психологии.
Работа второй секции была направлена на
обсуждение педагогических аспектов
преподавания психологии в школе (программ,
учебных пособий и учебников, методических
средств и т.д.). Участники секции развернули
широкую дискуссию о том, с какого возраста
вводить преподавание психологии в школе, какими
должны быть учебники психологии, в какой форме
оценивать знания учащихся и нужна ли отметка на
уроках психологии.
Московская городская научно-практическая
конференции показала, что сегодня преподавание
психологии ведется во многих школах Москвы.
Современное состояние преподавания психологии в
школе характеризуется следующим. Постоянно
растет число школ, в которых ведется
преподавание психологии в рамках "школьного
компонента", увеличивается число учебников и
учебных программ для разных классов, отдельные
знания по психологии включаются в курсы
традиционных учебных дисциплин. Это
свидетельствует о том, что школьная
общественность осознала необходимость
включения в среднее образование знаний о
внутреннем мире человека, закономерностях
развития его психики. Такое положение отражает
положительные тенденции в образовании,
повышение роли психологического знания в жизни
общества.
В настоящее время существует ряд оригинальных
программ и учебников по психологии для детей
разных возрастов, используются также
адаптированные зарубежные учебники и программы,
а также авторские программы. Подобное
разнообразие подходов и точек зрения является
плодотворным и может способствовать в итоге
определению того содержания психологического
знания, которое в будущем может быть включено в
стандарт среднего образования. Вместе с тем
различные курсы психологии отличаются сегодня
не просто вариативностью, а значительным
разбросом и фрагментарностью.
Прежде всего это относится к целям преподавания.
Одни программы и учебники направлены на то, чтобы
дать детям научные знания по психологии, другие -
прежде всего на работу по обучению школьников
приемам и способам саморазвития и
самосовершенствования. Среди них имеются
программы, не отвечающие уровню современного
научного знания, дилетантские, с весьма далеким
от психологии содержанием, и даже такие, которые
предполагают использование суггестивных
методов воздействия на детей.
Обучение начинается и ведется в разных
параллелях. Существует точка зрения, согласно
которой введение психологии как системы научных
знаний является оптимальным на рубеже средних и
старших классов либо только в старших классах
(VIII-XI классы). Вместе с тем имеющийся опыт ведения
уроков психологии в начальной школе (III класс)
убедительно свидетельствует о возможности и
полезности овладения детьми основными
психологическими понятиями и представлениями:
дети проявляют большой интерес к предмету,
хорошо усваивают учебный материал.
Преподавание психологии ведется
преимущественно школьными психологами,
специально для этих целей не подготовленными.
Практически отсутствуют содержательные,
методические и дидактические требования к
данному предмету со стороны Комитета
образования, не решена проблема специфики и форм
оценки знаний по психологии.
Сказанное свидетельствует о необходимости
профессионального анализа и оценки положения в
этой области, своевременности и
целесообразности проведения конференции
ученых-психологов и практических психологов
образования по данной проблеме.
Участники конференции рекомендуют.
Оргкомитету конференции подготовить записку в
Комитет образования Москвы о необходимости
рассмотреть вопрос о введении психологии как
учебного предмета в рамках "регионального
компонента", создании Совета по преподаванию
психологии в средней школе, деятельность
которого должна быть направлена на обеспечение
необходимого профессионального уровня
различных учебников и программ.
Сформулировать в качестве цели преподавания
психологии как учебного предмета формирование у
школьников общих представлений о психологии как
науке, оказании им помощи в открытии и осознании
внутреннего мира человека, его уникальности и
безусловной ценности, пробуждении интереса
ребенка к другим людям и самому себе. В рамках
этой общей цели считать необходимым сохранение
вариативности в подходах к обучению психологии в
школе.
Четко отделить этот предмет от развивающей,
тренинговой работы и других типов деятельности
школьного психолога.
В процессе преподавания психологии обратить
особое внимание на процесс оценки знаний по
психологии. Рассматривать оценку знаний
школьника по психологии как необходимый
компонент усвоения данного предмета. Оценка
должна не сводиться к количеству баллов, а
содержать развернутую характеристику знаний
учащегося, его продвижений в этой области.
Преподавание психологии как учебного предмета
может стать тем полигоном, на котором будет
показана продуктивность таких способов оценки
знаний.
Считать недопустимым смешение и подмену оценки
знаний и характеристик особенностей
психического развития, личности, интеллекта
учащихся.
Обратить особое внимание на этику преподавания
предмета психологии, считая обеспечение права
учащегося на невмешательство в его внутренний
мир важнейшим принципом преподавания данного
предмета.
Оргкомитету конференции подготовить
предложения о включении в программы подготовки
психологов образования дисциплины по
преподаванию курса психологии в средней школе.
Оргкомитету конференции подготовить записку в
Российскую Академию образования о проведении
научной дискуссии о теоретических основах
преподавании психологии в средней школе.
Обратить внимание научной и педагогической
общественности на необходимость разработки
дидактических и методических пособий по
преподаванию психологии в разных параллелях
средней школы.
Провести в научной и научно-практической
периодике широкое обсуждение и представление
различных программ и учебников по психологии для
средней школы.
А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова
Москва
Далее...
|