Л.И. БОЖОВИЧ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
(К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
26-27 января 1999 г. в Психологическом институте РАО
(Москва) состоялась научная конференция "Л.И.
Божович и современная психология развития",
посвященная 90-летию со дня рождения известного
отечественного психолога Л.И. Божович (1908-1981).
Конференция была организована научным
коллективом Лаборатории научных основ детской
практической психологии Психологического
института РАО (зав. лабораторией И.В. Дубровина),
являющейся преемником лаборатории, которой в
течение 30 лет (с 1945 по 1975 г.) руководила Л.И.
Божович (в разное время лаборатория называлась
"Психология воспитания", "Психология
личности" и т.п.).
Пленарное заседание конференции открыл доклад
В.Э. Чудновского (Москва), в котором была
проанализирована концепция личности,
разработанная Л.И. Божович, ее значение для
отечественной психологии развития. Докладчик
подробно остановился на вкладе Л.И. Божович в
развитие идей своего учителя - Л.С. Выготского,
особо подчеркнув революционную роль Л.И. Божович
во введении нового и, как тогда казалось,
абсолютно неприемлемого для советской науки
1940-1960-х гг. экспериментального подхода к изучению
личности. Она, по существу, открыла для
отечественной психологии мир зарубежной
психологии личности. Именно она впервые дала
конструктивный и позитивный анализ вклада З.
Фрейда, К. Роджерса, А. Маслоу, К. Хорни, Г.С.
Салливена и других западных ученых в мировую
науку, что по тем временам было актом не только
научного, но и гражданского мужества. Особый
интерес слушателей вызвало обсуждение значения
идей, разработанных Л.И. Божович, для анализа
современной ситуации в образовании, в обществе, в
частности проблемы коллективизма и конформизма,
соотношения ориентации на самооценку и оценку
окружающих, нравственного развития. В.Э.
Чудновский, делясь своими воспоминаниями о
совместной работе с ней, особо отметил
человеческие, нравственные, личностные качества
самой Лидии Ильиничны, которые оказали огромное
влияние на всех, кто ее знал, работал с ней, а
возможно, и на сам процесс развития
отечественной психологии. Опираясь на известный
афоризм американского психолога Э. Толмена
"Л.С. Выготский - это Моцарт в психологии",
В.Э. Чудновский закончил свой доклад словами:
"Л.И. Божович - Сахаров в психологии".
И.В. Дубровина (Москва) в своем сообщении
акцентировала внимание слушателей на
современных проблемах психологии воспитания
подрастающего поколения, в частности в связи с
задачами практической психологии образования.
Она отметила, что сегодня не потеряла
актуальности работа Л.И. Божович, выполненная
совместно с ленинградским педагогом Т.Е.
Конниковой "Возрастной подход в работе
пионерской организации", поскольку, несмотря
на упразднение пионерской организации, не теряют
актуальности ни проблема воспитания ребенка в
коллективе сверстников, ни специфика воспитания
на разных возрастных этапах, ни важность
осознания психологом, педагогом, воспитателем
тех целей, которые он перед собой ставит.
Высказанные И.В. Дубровиной идеи получили
развитие в докладе В.С. Собкина (Москва),
посвященном проблеме ценностных ориентаций
современных подростков. Докладчик
продемонстрировал эвристичность разработанного
в школе Выготского - Божович представления о
социальной ситуации развития и обосновал
целесообразность уточнения этого понятия в
термине "социокультурная ситуация
развития". Именно через призму этого понятия
он сравнил - на базе кросс-культурного
социологического исследования - современных
подростков с подростками прошлых лет,
отечественных и зарубежных подростков в их
отношении к миру, взрослым, разным аспектам
молодежной субкультуры и т.п.
Доклад Е.Н. Волковой (Нижний Новгород)
"Интегральные личностные образования" и
доклад Н.Х. Александровой (София, Болгария)
"Старость как этап онтогенеза" были
посвящены проблемам личности взрослого
человека. Оба докладчика показали
продуктивность приложения теории Л.И. Божович к
анализу зрелого возраста, становления личности
профессионала, специфики личности старого
человека.
В докладах Н.Н. Толстых (Москва) и А.М. Прихожан
(Москва) рассматривались проблемы развития
личности и индивидуальности, эмоций и чувств в
онтогенезе. Докладчики основное внимание
уделили анализу того, как развивались в
последние два десятилетия идеи Л.И. Божович и
какое значение они имеют для решения актуальных
проблем современной психологии развития. Особое
внимание было уделено тем сторонам наследия Л.И.
Божович, которые до сегодняшнего дня существуют
в виде гипотез, например ее разработке проблемы
"ненасыщаемых потребностей" в развитии
высших чувств и личности в целом. Обсуждалась
также и сегодня остро звучащая критика Лидией
Ильиничной идеи "присвоения", которая
разрабатывалась некоторыми последователями Л.С.
Выготского.
Н.И. Гуткина (Москва) рассказала о том, насколько
эффективным оказывается практическое
приложение исследований школы Л.И. Божович для
психологического консультирования. Открытые Л.И.
Божович и ее сотрудниками (Л.С. Славиной, М.С.
Неймарк и другие) феномены "смыслового
барьера", "аффективного переживания",
"аффекта неадекватности"1, способы
психологического анализа природы этих явлений,
их преодоления и психопрофилактики позволяют и
понять проблемы консультируемого, и эффективно
помочь ему. Опыт применения разработанной Л.И.
Божович и Л.С. Славиной экспериментальной беседы
обеспечивает, по мнению Н.И. Гуткиной, быструю и
эффективную помощь в процессе консультирования.
В сообщении Т.П. Гавриловой (Москва)
рассматривались различные профессиональные
установки исследователя личности. Докладчик
считает необходимым рефлексию таких позиций по
отношению к проблеме личности, как
психолог-исследователь, психотерапевт,
преподаватель психологии. Проведя
ретроспективный историко-культурный анализ, она
показала, что в настоящее время происходит
известное размывание границ этих установок,
приводящее
к замене психологии личности психологией
клиента, психологией человека. В результате
сегодня теряется наработанное в отечественной и
зарубежной психологии научное представление о
психологии личности, а распространение получают,
с одной стороны, так называемая вершинная
психология человека, оперирующая категориями
"дух", "вера", "совесть",
"соборность" и т.п., а с другой - глубинная
психология, уходящая корнями в психоанализ и
служащая основанием для психотерапевтической
практики.
Е.Д. Божович (Москва) познакомила участников
конференции с неопубликованными фрагментами
работ Лидии Ильиничны, хранящимися в ее архиве.
Проведя серьезную работу по анализу этого
архива, Е.Д. Божович выбрала отрывки, в которых
рассматриваются закономерности развития и
распада высших психических функций
применительно к психологии целостной личности, а
также высшие нравственные чувства и сложное
соотношение мотивов, разных по уровню,
содержанию, степени осознанности, на примере
поведения героев Ф.М. Достоевского.
"Круглый стол", которым завершалась работа
конференции, объединил выступления, посвященные
различным аспектам изучения личности и
практической работы в этой области, с теми,
которые преимущественно были посвящены
воспоминаниям о Л.И. Божович как ученом и
человеке. Выступил сын Лидии Ильиничны - Виктор
Ильич Божович, известный искусствовед, который
поделился как своими воспоминаниями детских лет,
когда частыми гостями дома были А.Н. Леонтьев, А.Р.
Лурия, А.В. Запорожец и другие ученики и
последователи Л.С. Выготского, так и уже
взрослыми впечатлениями от ее ироничных,
остроумных «домашних» оценок, связанных как с ее
научной работой, так и жизнью вообще.
В работе «круглого стола» также приняли участие
Э.А. Фарапонова, Е.О. Смирнова, Т.Д. Попова, Т.В.
Снегирева, Т.В. Фролова, В.С. Трипольский и другие.
Можно сказать, что работа конференции,
посвященной 90-летию со дня рождения
замечательного ученого и человека, прошла вполне
в стиле Л.И. Божович — без лишнего пафоса и
сантиментов, живо, остро, с искренней научной
заинтересованностью ее участников — не
мемориально.
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых
Москва
------------------------------------------------------------------------
1 Синдром «аффект неадекватности» был включен —
благодаря работе М.С. Неймарк — в перечень
симптомокомплексов болезней, используемый
психологами и психиатрами США (DSM-IV) — Прим. авт.
Далее...
|