НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И
ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
7-8 декабря 1998 г. в Калуге состоялась региональная
научно-практическая конференция "Развитие
детей в условиях детских домов и
школ-интернатов". Основной идеей конференции,
собравшей около 200 ученых и практиков из
Калужской, Тульской областей и Москвы, явилось
определение путей развития и обеспечения
успешной образовательной траектории детей,
воспитывающихся в учреждениях интернатного
типа. Программа конференции включала два
пленарных, четыре секционных заседания и
семинар.
Наряду с общими проблемами организации форм
жизнедеятельности и образования детей в детских
домах, специальных (коррекционных) учреждениях,
семейных детских домах на конференции были
подняты и стали едва ли не самыми важными вопросы
нравственного воспитания в современном
обществе. Духовно-нравственная направленность
была задана уже на первом пленарном заседании в
выступлениях В.И. Слободчикова и Б.С. Братуся
(Москва), которые поставили проблему
современного нарастающего социального
сиротства и деформированного развития детей -
как следствия множества разрывов меж-поколенных
связей и распада традиционных ценностей. Такая
постановка проблемы требует принципиально
нового осмысления сущности и содержания работы
учреждений интернатного типа.
В.И. Слободчиков в своем выступлении высказал
идею о том, что уникальный педагогический опыт
детских домов и школ-интернатов при специальном
анализе может стать "точкой роста", точкой
выхода из кризиса для всей сегодняшней
педагогической теории. Основанием для такого
вывода является существующая здесь практика
культивирования событийных детско-взрослых
общностей, которые, по сути, являются источником
и основанием полноценного развития детей в
образовательных институтах разного типа.
Ссылаясь на опыт своего детства, В.И. Слободчиков
рассказал, как удавалось строить такие общности
С.А. Калабалину, директору детского дома, в
котором он вырос. В.И. Слободчиков подчеркнул
также, что современное общее образование
базируется по преимуществу на содержании наук, к
которому не сводится весь "мир человека";
речь должна идти о целенаправленном
проектировании вариативной образовательной
среды, обеспечивающей индивидуальные траектории
развития детей; для интернатных учреждений
чрезвычайно актуальной является разработка по
крайней мере двух типов образовательной среды -
реабилитирующей (в широком смысле) и развивающей.
Б.С. Братусь в пленарном докладе говорил о
плодотворности и принципиальной сложности в
построении междисциплинарных связей между
педагогикой и психологией; так, например, и в
психологии, и в педагогике широко обсуждается
проблема развития, но ни там ни там не ставится
главный вопрос: развитие куда и для чего? Не решен
также вопрос, какой образ человека они
удерживают в своих представлениях. Б.С. Братусь
раскрыл, как в новом научном направлении - в
"нравственной психологии" - понимается
"нормальное развитие человека", и
проанализировал многочисленные подмены
целостного образа человека в психологии его
психологическими орудиями; показал также, что
такие подмены возможны и в педагогике. В
заключение он выразил мнение, что опыт
нравственной психологии как науки сознательного
служения задачам нравственного развития
человека будет полезен и педагогам-ученикам, и
практикам, собравшимся на конференции.
И.В. Кузнецов, директор Воротынской
школы-интерната для детей с интеллектуальной
недостаточностью, рассказал о том, что обычно в
таких учреждениях у детей не развивается
собственное Я, отсутствует целеполагание, у
ребенка формируется психология потребителя; в
результате, выходя из коррекционного учреждения,
он не готов самостоятельно жить в современном
мире. Именно поэтому в Воротынской
школе-интернате родилась и начала
осуществляться идея создания "детской
деревни", обеспечивающая не только
организацию жизни детей по семейному типу, но и
формирование навыков ведения общего хозяйства.
Переход на новую форму организации жизни
воспитанников благоприятно влияет на
интеллектуальное и социальное развитие детей.
О. Андрей (Безбородов), зав. отделом
благотворительности и социальной работы
Калужской епархии, в своем докладе сообщил, что
при малоярославецком Черноостроженском
монастыре открыт детский приют "Отрада", в
котором воспитываются девочки из
неблагополучных семей. Кроме домашнего
образования (им занимаются сестры и послушницы
монастыря, имеющие педагогическое образование)
девочек обучают также светским занятиям,
различным ремеслам, умению вести домашнее
хозяйство. Попав в приют, озлобленные дети
превращаются в доброжелательных и открытых.
Далее докладчик выразил надежду, что усилия
Православной церкви и органов народного
образования будут и далее объединяться на благо
общему делу - обеспечению достойной жизни нашим
детям.
Секция "Успешная образовательная траектория в
условиях детских домов и школ-интернатов"
(руководители В.И. Слободчиков, Т.П. Войтенко,
Калуга) была адресована руководителям этих
учреждений и проводилась в форме открытого
семинара. Основное внимание было
сконцентрировано на обсуждении
профессиональной модели воспитателя
интернатного учреждения и его
психолого-педагогической подготовке,
необходимой для профессионально-грамотного
проектирования педагогической деятельности.
Ключевыми теоретическими конструктами в работе
секции являлись: возрастно-нормативная модель
развития, событийная общность, совместная
деятельность взрослых и детей. В ходе обмена
мнениями участники секции выразили
озабоченность по поводу отсутствия в педвузах и
университетах профильной подготовки студентов
по специальности "Воспитатель интернатного
учреждения".
Секция "Развитие детей в специальных
(коррекционных) учреждениях" (руководители В.В.
Зарецкий, Москва, Л.В. Тихонова, Калуга) была
представлена дефектологами, психологами,
воспитателями и руководителями коррекционных
учреждений. Было заслушано девять сообщений, в
которых рассматривались вопросы педагогической
реабилитации и коррекции
психолого-педагогических условий развития
ребенка.
Секция "Развитие ребенка в условиях детского
дома" (руководители Н.С. Вощенкова, О.А.
Алдошина, Калуга) работала по трем направлениям:
система воспитательной работы (И.Н. Ушакова, Н.Н.
Пинаева), система социальной работы в детском
доме (Л.И. Назуцкина, С.В. Стрекун) и
психологическая мастерская по программе
"Система коррекционных упражнений
"Замещающий онтогенез"" (И.Ю. Варварская,
С.И. Серов).
В рамках конференции для приемных родителей
семейных детских домов проводился семинар
"Психологическая среда семейного детского
дома" (руководитель Г.П. Иванов).
На секции "Нравственное воспитание в
современном обществе" (руководители Б.С.
Братусь, В.Г. Щур, М.Н. Миронова) обсуждались
возможности использования средств
художественного творчества в нравственном
воспитании детей (Л.Н. Галкина), обращения к
национальным корням, в том числе - к традиционным
для России религиозным ценностям (Л.А. Лодочкина),
формирования у ребенка духовного стержня,
который позволит ему противостоять негативным
влияниям жизни (Е.В. Кузнецова, В.И. Моисеенко).
Далее было высказано положение, ставшее ключевым
в работе секции, что без нравственного взрослого
не может быть и нравственного ребенка (И.Н.
Исакова). Развивая эту мысль, Б.С. Братусь раскрыл
содержание категорий "смысл, смысловые уровни,
смысловая вертикаль", "реальные и назывные
ценности" и остановился на возможных
механизмах трансляции детям нравственных
смыслов и ценностей. Затронул он также и вопрос о
роли религии в удержании от разрушения нашего
общества в условиях ценностного релятивизма.
Эту мысль продолжила на втором пленарном
заседании в своем выступлении М.Н. Миронова,
которая сообщила о результатах исследования
структуры личности педагогов. Подавляющему
большинству педагогов Калужской области не
свойствен "прозападный образ
гуманистического человека", ведущей здесь
является скорее тенденция к образованию
общности и некоторая готовность принять
духовные ценности как реальные. Подобная
"готовность" может стать источником
подлинной нравственности взрослых.
В.Г. Щур на пленарном заседании говорила о
главной драме современного социального
сиротства: ребенок знает, что у него есть
родители, но он отвергнут ими. Для воспитателя
это сложнейшая педагогическая проблема; большие
надежды в этой ситуации вызывает опыт решения ее
священником и психологом о. Борисом Ничипоровым
(Конаково, Тверская обл.). В руководимом им
культурно-образовательном центре «Новая
Корчева» такие дети не только преображаются
сами, но и, вовлекая в его работу близких
взрослых, позитивно меняют отношения в семье.
Всего на конференции выступило 55 человек.
Т.П. Войтенко, М.Н. Миронова
Калуга
Далее...
|