НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ
НЕЙРОСТРУКТУРНЫХ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Г.А. АМИНЕВ
УФА
Нейропсихология индивидуальных различий: Учеб.
пособие / Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В.,
Ениколопова Е.В. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 281 с.
Дифференциальная психофизиология переживает
нелегкие времена. В павловском направлении
исследования свойств нервной системы как
природных предпосылок индивидуальных различий,
заложенном Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, после
фундаментальных трудов Э.А. Голубевой, можно
сказать, подведены итоги. Такие первопроходцы,
как А.И. Крупнов, В.Д. Русалов, И.В. Равич-Щербо,
покинули психофизиологию и перешли в область
дифференциальной психологии и общей психологии.
Некоторые психологи говорят о дифференциальной
психофизиологии как тупиковой отрасли.
Теоретически абсурдность этого мнения очевидна,
ибо индивидуальные различия - одна из
центральных проблем "домогательства
человеком до своей сути" (М. Карим). И потому
выяснение субстратного обеспечения этого
явления не может не интересовать человечество.
Вопрос в том, чтобы найти новые (не только
павловские) направления поиска механизмов,
которые давали бы эффективные средства
психодиагностики, психокоррекции и оптимальной
адаптации к требованиям профессиональной и
учебной деятельности (Е.А. Климов).
В контексте этих проблем настоящим подарком для
теоретиков и практических психологов стала
новая монография Е.Д. Хомской с соавторами,
посвященная нейропсихологии индивидуальных
различий. Она открывает новое направление в
науке и в психотехнологии, ибо дополняет прежнюю
парадигму нейродинамического толкования
индивидуальных особенностей поведения
нейроструктурной. Авторы поставили цель
развернуть широкую панораму обусловленности
индивидуальных различий психомоторной,
когнитивной и эмоциональной сферы особенностями
межполушарных отношений.
Работа состоит из десяти глав. В первой
анализируются методологические основания и
ставится проблема. Особенную ценность для
психолога-практика представляет вторая и третья
главы, излагающие методы исследования
межполушарной асимметрии и построения
психометрических профилей латеральной
организации мозга. Эта часть отвечает
требованиям современной психодиагностической
теории, ибо выверена на валидность и надежность.
В четвертой - шестой главах излагается
экспериментальный материал, убедительно
демонстрирующий связь между профилями
латеральной организации и характеристиками
двигательных функций, познавательной
деятельности и эмоционально-личностных качеств.
Вдумчивый педагог найдет здесь для себя материал
для организации учебной деятельности с учетом
когнитивного стиля учащихся (с. 134-137).
Сейчас в образовании большое значение придается
культуре здоровья, в отдельных школах вводится
валеология. Восьмая-девятая главы изучают
вегетативное обеспечение регуляции
сердечно-сосудистой системы в зависимости
гендерных и межполушарных различий, а также
соотношение объективных и субъективных
показателей здоровья, имеющее важное значение
для перевода профилактики здоровья из плана
социального в план субъективных
самообязательств (ответственности субъекта за
свое здоровье перед самим собой). Нетрудно понять
важность конгруэнтности самочувствия и
объективных физиологических параметров для
своевременного предупреждения и развития
внутренней картины болезни; этим определяется
значимость полученных в этой главе данных (с.
204-221). И наконец, в последней главе много
полезного могут почерпнуть тренеры, ибо здесь
излагается связь межполушарной организации
мозга с успешностью в спортивной деятельности.
В аннотации книга называется учебным пособием, а
в предисловии монографией. Полагаем, что это не
случайно: книга вполне может служить пособием по
спецкурсам для студентов старших курсов и
аспирантов. Она поднимет их
психофизиологическую культуру, а практическому
работнику даст возможность прогнозировать и
понимать как успешные, так и малоуспешные
результаты своей деятельности через учет
межполушарной асимметрии клиентов. Хотим
подчеркнуть, что это очень важно, так как сейчас
книжный рынок наводнен психологической
масскультурой всевозможных, подчас самопальных,
не выверенных тестов и тренингов, эйфорически
нагруженные авторы которых совершенно не
интересуются глубинными мозговыми механизмами
перестроек психики, возникающими в результате
диадного или группового взаимодействия и
определяющими степень их эффективности
(например, в книгах основоположника
личностно-ориентированной психотерапии К.
Роджерса нет даже намека на учет многоуровневой
организации личности).
В новых ориентирах образовательной политики
Минобразования России предлагается
широкомасштабный проект повышения качества
образования через стажировки учителей в вузах
(проект «Научная школа — школе»). Можно
надеяться, что стажировки учителей и школьных
психологов в МГУ, на кафедры нейропсихологии и
патопсихологии факультета психологии будут
предусмотрены в соответствующих реестрах
названного проекта, так как нейропсихология —
это не только патология, но и норма, как убедили
нас авторы книги.
Книга открывает новую страницу
нейроструктурного изучения индивидуальных
различий, и в силу этого, естественно, не все
разделы ее равнозначны по объему, и многое
осталось за бортом исследовательского корабля.
Если исходить из принципа «морфологического
ящика» генерирования тематик, принятого в теории
инноватики, то данное направление можно было бы
представить матрицей, строки которой образуют
«межполушарные отношения, корково-подкорковые
отношения, отношения новых и древних структур
мозга и т.п.», а столбцы — различные аспекты
субъективной реальности — «личность, характер,
субъект, мотивы, интеллект и т.п.». Видим, что
получается 15 актуальных тем, и пока только одна
из них открыта данной монографией. Но в этом ее
значение для психологической науки.
Далее монография только констатирует
межполушарные различия, но не показывает, как
управлять их динамикой, модифицировать эти
отношения. В этой связи уместно добавить, что
мозг не исчерпывается нейроструктурными
образованиями, ибо в число иерархических уровней
мы можем ввести биофизическую организацию
индивидуальности, представленную
индивидуальными особенностями мембран,
активности насосов, аденилатциклазной системы,
метаболизма микроэлементов, биоэнергетики,
КВЧ-поле и т.п., и это дает еще 25 зон поиска.
Рецензируемая монография позволяет с
уверенностью прогнозировать, что эти поиски тоже
приведут к успеху — к созданию технологий
биоинженерии поведения и биопрограммированию
индивидуального развития индивида. Поле
дифференциальной психофизиологии расширяется, и
в этом тоже важное значение исследовательского
опыта коллектива авторов.
Далее...
|