Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ЗА РУБЕЖОМ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ*

Л.Я. ДОРФМАН, Г.В. КОВАЛЕВА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ

В исследованиях креативности в области искусства и литературы сложилось несколько традиций. Во-первых, это подход к изучению продуктов творчества через анализ текстов. Согласно мнению некоторых авторов, как только текст создан, автор "умирает" в нем. Текст "сам по себе" характеризуется релевантностью; его же автор перестает иметь какое-либо существенное значение. Эта традиция берет начало в культурно-исторической психологии, идущей от В. Вундта (1912). Затем ее развивает Л.С. Выготский. В предисловии к своей знаменитой "Психологии искусства" он писал: "Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства" [1; 9]. Позже эта линия исследований творчества развивалась (и продолжает развиваться) в рамках "искусствоведческой" психологии искусства и эмпирической эстетики (см., например, работы школы В.М. Петрова [3]-[6], [29], [33]).

Вторая традиция развивает когнитивные представления о креативности и рассматривает в качестве ее важнейших атрибутов оригинальность, полезность и возможность применения в настоящее время [27]. Креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению [16], [21], [22].

Третья традиция охватывает исследования креативности личности, или креативных личностей. После того, как Дж. Гилфорд стал определять различия между креативными и некреативными личностями, эта линия исследований была поддержана многими психологами [10], [13], [15], [19], [20], [26]. Есть мнение, однако, что исследования личностных факторов креативности уступают исследованиям художественных текстов в отрыве от личности их авторов [32].

ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Условно можно выделить четыре области исследований креативных личностей. Первую область составляют исследования их черт и мотивов. Вторая, очень близкая к первой, область образуется исследованиями Я в связи с креативностью. Третью область исследований составляют работы по креативности в контексте самоактуализации. Четвертая область исследований креативности личности на границе с психиатрией и имеет дело с психопатологическими или близкими к патологии феноменами.

------------------------------------------------------------------------

* Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 96-06-80038а).


Далее...