ЗА РУБЕЖОМ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ*
Л.Я. ДОРФМАН, Г.В. КОВАЛЕВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНОСТИ
В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ
В исследованиях креативности в области
искусства и литературы сложилось несколько
традиций. Во-первых, это подход к изучению
продуктов творчества через анализ текстов.
Согласно мнению некоторых авторов, как только
текст создан, автор "умирает" в нем. Текст
"сам по себе" характеризуется
релевантностью; его же автор перестает иметь
какое-либо существенное значение. Эта традиция
берет начало в культурно-исторической
психологии, идущей от В. Вундта (1912). Затем ее
развивает Л.С. Выготский. В предисловии к своей
знаменитой "Психологии искусства" он писал:
"Мы пытаемся изучать чистую и безличную
психологию искусства безотносительно к автору и
читателю, исследуя только форму и материал
искусства" [1; 9]. Позже эта линия исследований
творчества развивалась (и продолжает
развиваться) в рамках "искусствоведческой"
психологии искусства и эмпирической эстетики
(см., например, работы школы В.М. Петрова [3]-[6], [29],
[33]).
Вторая традиция развивает когнитивные
представления о креативности и рассматривает в
качестве ее важнейших атрибутов оригинальность,
полезность и возможность применения в настоящее
время [27]. Креативность как дивергентное мышление
рассматривается в оппозиции к интеллекту как
конвергентному мышлению [16], [21], [22].
Третья традиция охватывает исследования
креативности личности, или креативных личностей.
После того, как Дж. Гилфорд стал определять
различия между креативными и некреативными
личностями, эта линия исследований была
поддержана многими психологами [10], [13], [15], [19], [20],
[26]. Есть мнение, однако, что исследования
личностных факторов креативности уступают
исследованиям художественных текстов в отрыве
от личности их авторов [32].
ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
Условно можно выделить четыре области
исследований креативных личностей. Первую
область составляют исследования их черт и
мотивов. Вторая, очень близкая к первой, область
образуется исследованиями Я в связи с
креативностью. Третью область исследований
составляют работы по креативности в контексте
самоактуализации. Четвертая область
исследований креативности личности на границе с
психиатрией и имеет дело с психопатологическими
или близкими к патологии феноменами.
------------------------------------------------------------------------
* Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект
№ 96-06-80038а).
Далее...
|