Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ МУЗЫКАНТОВ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЗВУКОВЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ


В.П. РЯЗАНСКИЙ, А.В. КОРНЕВ

Формирование остроты интонационного слуха и чистоты звуковысотной интонации является одной из сложных проблем музыкального воспитания исполнителей большинства специальностей (смычковые, струнные, духовые инструменты, вокалисты, дирижеры-хоровики). Традиционные методики, основанные на слуховом анализе и показе, выполнении интонационных упражнений, требуют длительного времени для получения ощутимых результатов [1], [2]. Это тормозит процесс обучения, так как фальшивые "грязные" игра и пение, серьезные интонационные ошибки маскируют для слуха педагога и учащегося другие дефекты исполнения. Ситуация усугубляется тем, что среди поступивших в музыкально-образовательные учебные заведения в силу ряда причин все чаще встречаются лица с недостаточным исходным уровнем слуховых и интонационных данных.

В настоящей работе обсуждается использование визуализации звуковых сигналов для ускорения развития интонационных навыков исполнителей. В Курском музыкальном училище с этой целью создана установка и разработаны методики, основанные на применении электронно-акустических средств. Установка включает универсальный осциллограф, генератор частоты звукового диапазона, электронно-счетный частотомер и вспомогательное электроакустическое оборудование (усилители низкой частоты, акустические колонки, микрофоны и др.). Стандартный сигнал звукового генератора и сигнал исполнителя поступают на входы осциллографа и, складываясь, образуют на экране световые фигуры для каждого музыкального интервала. Их форма, размеры и динамика определяются частотой, амплитудой, акустическим спектром сигналов, поступающих от музыканта. В качестве примера на рис. 1 приведена фигура для интервала "квинта". Интервальный коэффициент K=3/2 определяется по отношению числа точек касания вертикальной и горизонтальной прямых. Четкость и неподвижность фигур во время фонации, их последовательная смена при исполнении мелодии позволяют педагогу оперативно и с достаточно высокой точностью визуально контролировать чистоту и верность звуковысотной интонации. Расплывчатость, "сетка" на экране, движение и вращение фигур однозначно свидетельствуют об интонационных ошибках исполнителя. Световые интонационные фигуры применялись на всех стадиях обучения: обследование исходного уровня, развитие интонационных навыков, контроль и испытание.

На первых занятиях осуществлялось сочетание слухового интонационного диктанта [2] и операций для проверки и коррекции пассивного интонационного слуха с помощью видеосигналов. После предварительной тренировки уха сигналами в требуемых интервалах (целых тонах и долях тона) учащийся получал опорный сигнал заданной частоты (например, нота "до" первой октавы - 261,6 Гц). Вращая ручку регулировки частоты звукового генератора, он должен был получить звуковой сигнал акустической колонки, находящийся в требуемом интервале с опорным. Результат проверялся не только на слух, но и по качеству световой фигуры на видеоэкране. В случае ошибки педагог с помощью частотомера определял и сообщал ее величину и знак, делая указание - повысить либо понизить высоту на 1/4, 1/8 тона и т.д., прослушать верный результат и проверить качество фигуры.

Для развития активного интонационного слуха учащийся выполнял световые диктанты - пропевал или играл на инструменте со свободной интонацией последовательность звуков с заданными интервалами. Если обнаруживалась "некачественная" фигура на какой-либо ноте, педагог требовал повторить упражнение до этой ноты и, восстанавливая с помощью регулятора частоты стандартного сигнала четкость и неподвижность фигуры, отсчитывал по частотомеру и сообщал учащемуся для коррекции погрешность в герцах, центах либо долях тона. Интервалы постепенно усложнялись - тона дробились на более мелкие доли, появлялись крупные скачки, последовательности звуков осуществлялись в прямом, обратном направлениях, вразбивку.

Звуковысотная интонация весьма быстро развивалась при исполнении мелодий - вокализов, этюдов, пьес учебной программы в порядке усложнения. С количественной стороны динамика развития интонации может быть описана параметром g - отношением числа интонационных звуковысотных ошибок к общему количеству оригинальных (неповторяющихся) звуков в пьесе. В качестве примера на рис. 2 показана типичная для исполнителей на смычковых инструментах кривая зависимости этого параметра от количества уроков (t). У испытуемых других групп, исполнительский аппарат которых связан с проблемами дыхания (учащиеся духового и певческих отделений), развитие интонационных навыков проходило несколько медленнее. Однако и у них к концу семестра (занятия проводились не чаще одного урока в неделю) наблюдалось резкое сокращение интонационных ошибок и значительное сужение исходных интонационных зон [2] - не менее чем вдвое. Анализ работы по методу световых фигур в течение пяти семестров с несколькими десятками учащихся позволил выявить ряд закономерностей влияния визуализации звуковых сигналов на процесс музыкального обучения.


Далее...