ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ МУЗЫКАНТОВ
ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЗВУКОВЫХ И
ВИЗУАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ
В.П. РЯЗАНСКИЙ, А.В. КОРНЕВ
Формирование остроты интонационного слуха и
чистоты звуковысотной интонации является одной
из сложных проблем музыкального воспитания
исполнителей большинства специальностей
(смычковые, струнные, духовые инструменты,
вокалисты, дирижеры-хоровики). Традиционные
методики, основанные на слуховом анализе и
показе, выполнении интонационных упражнений,
требуют длительного времени для получения
ощутимых результатов [1], [2]. Это тормозит процесс
обучения, так как фальшивые "грязные" игра и
пение, серьезные интонационные ошибки маскируют
для слуха педагога и учащегося другие дефекты
исполнения. Ситуация усугубляется тем, что среди
поступивших в музыкально-образовательные
учебные заведения в силу ряда причин все чаще
встречаются лица с недостаточным исходным
уровнем слуховых и интонационных данных.
В настоящей работе обсуждается использование
визуализации звуковых сигналов для ускорения
развития интонационных навыков исполнителей. В
Курском музыкальном училище с этой целью создана
установка и разработаны методики, основанные на
применении электронно-акустических средств.
Установка включает универсальный осциллограф,
генератор частоты звукового диапазона,
электронно-счетный частотомер и вспомогательное
электроакустическое оборудование (усилители
низкой частоты, акустические колонки, микрофоны
и др.). Стандартный сигнал звукового генератора и
сигнал исполнителя поступают на входы
осциллографа и, складываясь, образуют на экране
световые фигуры для каждого музыкального
интервала. Их форма, размеры и динамика
определяются частотой, амплитудой, акустическим
спектром сигналов, поступающих от музыканта. В
качестве примера на рис. 1 приведена фигура для
интервала "квинта". Интервальный
коэффициент K=3/2 определяется по отношению числа
точек касания вертикальной и горизонтальной
прямых. Четкость и неподвижность фигур во время
фонации, их последовательная смена при
исполнении мелодии позволяют педагогу
оперативно и с достаточно высокой точностью
визуально контролировать чистоту и верность
звуковысотной интонации. Расплывчатость,
"сетка" на экране, движение и вращение фигур
однозначно свидетельствуют об интонационных
ошибках исполнителя. Световые интонационные
фигуры применялись на всех стадиях обучения:
обследование исходного уровня, развитие
интонационных навыков, контроль и испытание.
На первых занятиях осуществлялось сочетание
слухового интонационного диктанта [2] и операций
для проверки и коррекции пассивного
интонационного слуха с помощью видеосигналов.
После предварительной тренировки уха сигналами
в требуемых интервалах (целых тонах и долях тона)
учащийся получал опорный сигнал заданной
частоты (например, нота "до" первой октавы -
261,6 Гц). Вращая ручку регулировки частоты
звукового генератора, он должен был получить
звуковой сигнал акустической колонки,
находящийся в требуемом интервале с опорным.
Результат проверялся не только на слух, но и по
качеству световой фигуры на видеоэкране. В
случае ошибки педагог с помощью частотомера
определял и сообщал ее величину и знак, делая
указание - повысить либо понизить высоту на 1/4, 1/8
тона и т.д., прослушать верный результат и
проверить качество фигуры.
Для развития активного интонационного слуха
учащийся выполнял световые диктанты - пропевал
или играл на инструменте со свободной интонацией
последовательность звуков с заданными
интервалами. Если обнаруживалась
"некачественная" фигура на какой-либо ноте,
педагог требовал повторить упражнение до этой
ноты и, восстанавливая с помощью регулятора
частоты стандартного сигнала четкость и
неподвижность фигуры, отсчитывал по частотомеру
и сообщал учащемуся для коррекции погрешность в
герцах, центах либо долях тона. Интервалы
постепенно усложнялись - тона дробились на более
мелкие доли, появлялись крупные скачки,
последовательности звуков осуществлялись в
прямом, обратном направлениях, вразбивку.
Звуковысотная интонация весьма быстро
развивалась при исполнении мелодий - вокализов,
этюдов, пьес учебной программы в порядке
усложнения. С количественной стороны динамика
развития интонации может быть описана
параметром g - отношением числа интонационных
звуковысотных ошибок к общему количеству
оригинальных (неповторяющихся) звуков в пьесе. В
качестве примера на рис. 2 показана типичная для
исполнителей на смычковых инструментах кривая
зависимости этого параметра от количества
уроков (t). У испытуемых других групп,
исполнительский аппарат которых связан с
проблемами дыхания (учащиеся духового и
певческих отделений), развитие интонационных
навыков проходило несколько медленнее. Однако и
у них к концу семестра (занятия проводились не
чаще одного урока в неделю) наблюдалось резкое
сокращение интонационных ошибок и значительное
сужение исходных интонационных зон [2] - не менее
чем вдвое. Анализ работы по методу световых фигур
в течение пяти семестров с несколькими десятками
учащихся позволил выявить ряд закономерностей
влияния визуализации звуковых сигналов на
процесс музыкального обучения.
Далее...
|