Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

А. БИНЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

А.А. НИКОЛЬСКАЯ

В последние годы в нашей стране наблюдается значительный рост интереса к психологии, главным образом к тем областям, которые связаны с практическим использованием ее результатов. Самую широкую популярность получили разнообразные тесты. Нередко результаты тестирования принимаются как истина в последней инстанции, и на их основе делаются "научные" выводы. Такое положение таит в себе серьезную опасность как для практики, так и для авторитета психологической науки. Подобная ситуация уже имела место в 20-е гг. и привела к печальным последствиям. Чтобы не повторять старых ошибок, следует учесть исторический опыт. В частности, имеет смысл обратиться к истокам экспериментальной психологии и наследию тех ученых, которыми было положено начало использованию тестов. Одним из "отцов" экспериментальной психологии является А. Бине. Созданная им (совместно с Т. Симоном) система диагностики умственного развития получила распространение во всем мире и в модернизированном виде используется до сих пор. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к творчеству А. Бине и дать анализ истоков его метода.

Имя А. Бине широко известно, его научный вклад является достоянием не только французской, но и мировой науки. Однако в российской науке жизненный и творческий путь А. Бине мало изучен, литературы о нем почти нет.

А. Бине родился в Ницце 8 июня 1857 г. По окончании школы он избрал для себя юридическое образование, однако уже в период обучения юриспруденции заинтересовался психологией и начал посещать учреждения, работавшие под руководством Ж.М. Шарко. Интерес к психологии побудил А. Бине получить, помимо юридического, также и естественнонаучное образование. В 1886 г. были опубликованы его первые психологические труды - "Психология умозаключения" [1] и "Животный магнетизм" (совм. с Ш. Фере) [2]. В 1891 г. А. Бине поступил в психологическую лабораторию Сорбонны, где первоначально работал под руководством Ф. Бони, а затем стал ее бессменным главой. В 1894 г. А. Бине основал один из ведущих психологических журналов, издающийся до сих пор, - "Психологический ежегодник". На его страницах было опубликовано множество статей А. Бине. В журнале публикуются оригинальные исследования, много внимания уделяется тематическим обзорам, реферированию, библиографии, благодаря чему он является одним из важнейших источников информации в области психологии.

А. Бине прожил недолгую жизнь. Он умер 18 октября 1911 г. в Париже, прожив всего 54 года, не успев осуществить множество замыслов. За 25 лет научной работы он опубликовал значительное число книг и статей разнообразной тематики - по психологии мышления, психологии дифференциальных различий, психологии творчества, психологии искусства, патопсихологии. По его трудам легко проследить эволюцию его научных интересов и взглядов.

В числе первых работ А. Бине была "Психология умозаключения". Изучение психологии мышления стало одним из главных направлений его дальнейшей деятельности. В этой книге А. Бине выдвинул идею о том, что не только умозаключение, но и все интеллектуальные процессы, включая восприятие, по своему психологическому механизму являются ассоциациями образов разного рода. Различие между умозаключением и восприятием кроется не в психологическом механизме, а в объекте: в умозаключении это общие и абстрактные идеи, а в восприятии - факты или отдельные предметы. Теоретические положения он иллюстрировал данными из области патологии и гипнотизма. Выдвигая теорию образов как основы мышления, А. Бине не сводил мышление к простому взаимодействию образов, а связывал его с различными состояниями сознания. В дальнейшем он несколько изменил свои теоретические позиции. В книге "Изменение личности" (1891) он указывал на самостоятельность мышления, его определенную независимость от образа, несводимость к образу и связь с особенностями личности.

Наиболее полно исследования А. Бине в области психологии мышления представлены в книге "Экспериментальное изучение интеллекта" (1903). Основу книги составляют наблюдения А. Бине над своими детьми - Маргаритой и Армандой. Часть материала составляют наблюдения над учащимися начальной школы. Исследование продолжалось три года. Организуя работу, А. Бине исходил из того, что главную роль играет не количество экспериментов, а тщательность в процедуре получения качественно достоверных сведений, позволяющих делать подлинно научные выводы. Поэтому, считал он, чтобы психологические эксперименты были содержательными и результативными, особенно при изучении индивидуальных особенностей, они должны быть достаточно продолжительными. Кроме того, подчеркивал А. Бине, необходимо хорошо знать испытуемых, учитывать их состояние во время эксперимента, знать условия их жизни. В целях большей достоверности получаемых результатов следует использовать не одну, а несколько методик. Так, при изучении своих дочерей А. Бине употребил двадцать методик: придумывание двадцати слов, внушение словами, придумывание предложений, заканчивание предложений, сочинение на заданную тему, произвольное воспоминание, описание предметов, описание происшествий, вычеркивание букв в тексте, запоминание чисел и др. Эксперименты он сочетал со своими наблюдениями и самонаблюдениями девочек (словесными отчетами).

Тщательно организованное исследование позволило А. Бине сделать обоснованный вывод о том, что его дочери принадлежат к различным мыслительным типам. Маргариту он определил как тип наблюдательный, или объективный. Образы, возникающие у нее, были четкими и конкретными, преобладали ассоциации по сложности, выбор предпочитаемых слов относился к предметам, воспринимаемым в данный момент или взятым из ближайших воспоминаний. У Арманды образы были расплывчатыми и фантастичными, преобладали ассоциации по сходству, предпочтение она отдавала словам абстрактным, редко употребляемым, нередко из области фантазии. Поэтому он Арманду отнес к типу фантазирующему, или субъективному.

Отмечая разницу этих двух умственных типов, А. Бине не считал преграду между ними непреодолимой, не рассматривал эти типы как врожденные и неизменные. Различия между типами, по его мнению, в значительной мере могут быть сглажены под воздействием воспитания. Дальнейшие исследования подтвердили это предположение.


Далее...