А. БИНЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
А.А. НИКОЛЬСКАЯ
В последние годы в нашей стране наблюдается
значительный рост интереса к психологии, главным
образом к тем областям, которые связаны с
практическим использованием ее результатов.
Самую широкую популярность получили
разнообразные тесты. Нередко результаты
тестирования принимаются как истина в последней
инстанции, и на их основе делаются "научные"
выводы. Такое положение таит в себе серьезную
опасность как для практики, так и для авторитета
психологической науки. Подобная ситуация уже
имела место в 20-е гг. и привела к печальным
последствиям. Чтобы не повторять старых ошибок,
следует учесть исторический опыт. В частности,
имеет смысл обратиться к истокам
экспериментальной психологии и наследию тех
ученых, которыми было положено начало
использованию тестов. Одним из "отцов"
экспериментальной психологии является А. Бине.
Созданная им (совместно с Т. Симоном) система
диагностики умственного развития получила
распространение во всем мире и в
модернизированном виде используется до сих пор.
В связи с этим представляется целесообразным
обратиться к творчеству А. Бине и дать анализ
истоков его метода.
Имя А. Бине широко известно, его научный вклад
является достоянием не только французской, но и
мировой науки. Однако в российской науке
жизненный и творческий путь А. Бине мало изучен,
литературы о нем почти нет.
А. Бине родился в Ницце 8 июня 1857 г. По окончании
школы он избрал для себя юридическое
образование, однако уже в период обучения
юриспруденции заинтересовался психологией и
начал посещать учреждения, работавшие под
руководством Ж.М. Шарко. Интерес к психологии
побудил А. Бине получить, помимо юридического,
также и естественнонаучное образование. В 1886 г.
были опубликованы его первые психологические
труды - "Психология умозаключения" [1] и
"Животный магнетизм" (совм. с Ш. Фере) [2]. В 1891
г. А. Бине поступил в психологическую лабораторию
Сорбонны, где первоначально работал под
руководством Ф. Бони, а затем стал ее бессменным
главой. В 1894 г. А. Бине основал один из ведущих
психологических журналов, издающийся до сих пор,
- "Психологический ежегодник". На его
страницах было опубликовано множество статей А.
Бине. В журнале публикуются оригинальные
исследования, много внимания уделяется
тематическим обзорам, реферированию,
библиографии, благодаря чему он является одним
из важнейших источников информации в области
психологии.
А. Бине прожил недолгую жизнь. Он умер 18 октября
1911 г. в Париже, прожив всего 54 года, не успев
осуществить множество замыслов. За 25 лет научной
работы он опубликовал значительное число книг и
статей разнообразной тематики - по психологии
мышления, психологии дифференциальных различий,
психологии творчества, психологии искусства,
патопсихологии. По его трудам легко проследить
эволюцию его научных интересов и взглядов.
В числе первых работ А. Бине была "Психология
умозаключения". Изучение психологии мышления
стало одним из главных направлений его
дальнейшей деятельности. В этой книге А. Бине
выдвинул идею о том, что не только умозаключение,
но и все интеллектуальные процессы, включая
восприятие, по своему психологическому
механизму являются ассоциациями образов разного
рода. Различие между умозаключением и
восприятием кроется не в психологическом
механизме, а в объекте: в умозаключении это общие
и абстрактные идеи, а в восприятии - факты или
отдельные предметы. Теоретические положения он
иллюстрировал данными из области патологии и
гипнотизма. Выдвигая теорию образов как основы
мышления, А. Бине не сводил мышление к простому
взаимодействию образов, а связывал его с
различными состояниями сознания. В дальнейшем он
несколько изменил свои теоретические позиции. В
книге "Изменение личности" (1891) он указывал
на самостоятельность мышления, его определенную
независимость от образа, несводимость к образу и
связь с особенностями личности.
Наиболее полно исследования А. Бине в области
психологии мышления представлены в книге
"Экспериментальное изучение интеллекта"
(1903). Основу книги составляют наблюдения А. Бине
над своими детьми - Маргаритой и Армандой. Часть
материала составляют наблюдения над учащимися
начальной школы. Исследование продолжалось три
года. Организуя работу, А. Бине исходил из того,
что главную роль играет не количество
экспериментов, а тщательность в процедуре
получения качественно достоверных сведений,
позволяющих делать подлинно научные выводы.
Поэтому, считал он, чтобы психологические
эксперименты были содержательными и
результативными, особенно при изучении
индивидуальных особенностей, они должны быть
достаточно продолжительными. Кроме того,
подчеркивал А. Бине, необходимо хорошо знать
испытуемых, учитывать их состояние во время
эксперимента, знать условия их жизни. В целях
большей достоверности получаемых результатов
следует использовать не одну, а несколько
методик. Так, при изучении своих дочерей А. Бине
употребил двадцать методик: придумывание
двадцати слов, внушение словами, придумывание
предложений, заканчивание предложений,
сочинение на заданную тему, произвольное
воспоминание, описание предметов, описание
происшествий, вычеркивание букв в тексте,
запоминание чисел и др. Эксперименты он сочетал
со своими наблюдениями и самонаблюдениями
девочек (словесными отчетами).
Тщательно организованное исследование
позволило А. Бине сделать обоснованный вывод о
том, что его дочери принадлежат к различным
мыслительным типам. Маргариту он определил как
тип наблюдательный, или объективный. Образы,
возникающие у нее, были четкими и конкретными,
преобладали ассоциации по сложности, выбор
предпочитаемых слов относился к предметам,
воспринимаемым в данный момент или взятым из
ближайших воспоминаний. У Арманды образы были
расплывчатыми и фантастичными, преобладали
ассоциации по сходству, предпочтение она
отдавала словам абстрактным, редко
употребляемым, нередко из области фантазии.
Поэтому он Арманду отнес к типу фантазирующему,
или субъективному.
Отмечая разницу этих двух умственных типов, А.
Бине не считал преграду между ними
непреодолимой, не рассматривал эти типы как
врожденные и неизменные. Различия между типами,
по его мнению, в значительной мере могут быть
сглажены под воздействием воспитания.
Дальнейшие исследования подтвердили это
предположение.
Далее...
|