Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В КОНЦЕПЦИИ А. МАСЛОУ

А.А. ПИСКОППЕЛЬ

"Психология бытия" (Toward a psychology of being) [1] - своего рода завещание, венец всего творчества А. Маслоу и в то же время произведение, не столько подводящее итоги научной деятельности автора, сколько содержащее его надежды и упования на то, что его детищу - психологии развития и самоактуализации (гуманистической психологии) - предстоит стать не просто одним из направлений современной психологии, а синтезом всех других ее направлений и, следовательно, просто психологией как таковой. "Эта книга, - писал он в предисловии, - является предвестником будущей работы по созданию всеобъемлющей, систематизированной и эмпирически обоснованной общей психологии и философии, способной постичь как высоты, так и глубины человеческой природы" [1; 17]. Другими словами, она рассказ не столько о том, что было сделано, сколько о том, что еще только предстоит сделать в психологии, - объемная и разносторонняя программа, полная утверждений, основанных на эмпирических исследованиях, отдельных данных, личных наблюдениях, теоретической дедукции и чистой интуиции.

В этой замечательной книге А. Маслоу предстает перед нами в качестве не только профессионала-психолога, но и современного мыслителя-гуманиста, озабоченного самым широким кругом общечеловеческих и общекультурных проблем - проблем, от которых зависит новое видение возможностей и судьбы человечества, мыслителя, органично обращающегося в своем творчестве к извечным вопросам, традиционно числимым по ведомству философии человека, или философской антропологии. При этом он обращается к этим вопросам не в целях поиска готовых ответов у других мыслителей, а с предложением собственных решений, вытекающих из существа и духа гуманистической психологии. Ибо, с точки зрения А. Маслоу, именно психология развития и самоактуализации не только в состоянии, но и должна дать истинный (научный) ответ на эти вопросы и тем самым придать всем своим построениям полнообъемный и завершенный характер1.

Хотя "Психология бытия" не представляет собой последовательное, единое и систематизированное изложение теоретико-методологических взглядов автора, тем не менее этой работе свойственны определенные полнота и связность, позволяющие с достаточной степенью достоверности судить об обоснованности и продуктивности выдвинутых идей и теоретических построений. Было бы совершенно излишним их систематизировать и даже перечислять, хотя нетрудно обнаружить среди них идеи самые разные по смыслу и значению: предметные и метапредметные, теоретические и методологические, общие и частные, ключевые и второстепенные. Но есть среди них по крайней мере одна, к которой так или иначе сходятся все линии авторских рассуждений. С нее фактически начинается эта книга, к ней всякий раз обращается автор для пояснения и обоснования всех других своих содержательных идей, ее он отрабатывает и шлифует на протяжении всего текста книги. Это идея, лучше сказать концепция, внутренней природы человека.

Центральное значение этой концепции в "психологии развития и самоактуализации" определяется тем, что именно она вводит, описывает и обосновывает ее основные теоретико-методологические схемы: предметно-онтологическую, научно-объяснительную и операционально-действенную. Другими словами: а) именно безусловное бытие внутренней природы человека полагается в качестве исходной предпосылки этой психологии, б) жизнь в согласии с внутренней природой рассматривается как причина психического здоровья, а соответственно, ее подавление и отрицание - как причина болезней личности (психопатологии), в) наиболее продуктивный способ обретения здоровья, успеха и счастья - предоставление внутренней природе возможности управлять всей жизнью человека.

Все остальные идеи и замыслы автора (личности, развития, самоактуализации, пиковых переживаний, потенциала, истинной иерархии ценностей и т.п.) так или иначе имеют в виду эту концепцию: развивают ее положения или опираются на них. Поэтому анализ строения, смысла и значения концепции внутренней природы человека позволяет понять как сильные, так и слабые стороны и гуманистической психологии, и подхода А. Маслоу к проблемам современной психологии, истоки и источники его представлений о человеке и обществе2.

------------------------------------------------------------------------

1 «... мы знаем, где искать и что делать, чтобы залатать прорехи в нашем знании, что позволит нам дать ответ на извечные вопросы: “Что такое хорошая жизнь? Что такое хороший человек? Как можно научить людей отдавать предпочтение хорошей жизни? Как надо воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми?” и т.п. То есть мы верим в возможность научной нравственности и в нашу способность ее сконструировать» [1; 186].

2 Следует иметь в виду, что изложение концепции внутренней природы человека не локализовано в тексте книги, и мы вынуждены так или иначе ее реконструировать, ориентируясь на наше понимание ее содержания, смысл и значение. У такой реконструкции есть особые сложности и ограничения, связанные, например, с тем, что А. Маслоу оперирует целым набором «созначных» понятий, содержание которых так или иначе пересекается с содержанием понятия внутренней природы (глубинная природа, самость, бессознательная самость, внутренний мир, внутренний психический мир, psyche и т.п.). Причем соотношение этих понятий автором специально не обсуждается, а различия между их содержаниями не рефлексируются.


Далее...