ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В КОНЦЕПЦИИ А. МАСЛОУ
А.А. ПИСКОППЕЛЬ
"Психология бытия" (Toward a psychology of being) [1] -
своего рода завещание, венец всего творчества А.
Маслоу и в то же время произведение, не столько
подводящее итоги научной деятельности автора,
сколько содержащее его надежды и упования на то,
что его детищу - психологии развития и
самоактуализации (гуманистической психологии) -
предстоит стать не просто одним из направлений
современной психологии, а синтезом всех других
ее направлений и, следовательно, просто
психологией как таковой. "Эта книга, - писал он
в предисловии, - является предвестником будущей
работы по созданию всеобъемлющей,
систематизированной и эмпирически обоснованной
общей психологии и философии, способной постичь
как высоты, так и глубины человеческой
природы" [1; 17]. Другими словами, она рассказ не
столько о том, что было сделано, сколько о том, что
еще только предстоит сделать в психологии, -
объемная и разносторонняя программа, полная
утверждений, основанных на эмпирических
исследованиях, отдельных данных, личных
наблюдениях, теоретической дедукции и чистой
интуиции.
В этой замечательной книге А. Маслоу предстает
перед нами в качестве не только
профессионала-психолога, но и современного
мыслителя-гуманиста, озабоченного самым широким
кругом общечеловеческих и общекультурных
проблем - проблем, от которых зависит новое
видение возможностей и судьбы человечества,
мыслителя, органично обращающегося в своем
творчестве к извечным вопросам, традиционно
числимым по ведомству философии человека, или
философской антропологии. При этом он обращается
к этим вопросам не в целях поиска готовых ответов
у других мыслителей, а с предложением
собственных решений, вытекающих из существа и
духа гуманистической психологии. Ибо, с точки
зрения А. Маслоу, именно психология развития и
самоактуализации не только в состоянии, но и
должна дать истинный (научный) ответ на эти
вопросы и тем самым придать всем своим
построениям полнообъемный и завершенный
характер1.
Хотя "Психология бытия" не представляет
собой последовательное, единое и
систематизированное изложение
теоретико-методологических взглядов автора, тем
не менее этой работе свойственны определенные
полнота и связность, позволяющие с достаточной
степенью достоверности судить об обоснованности
и продуктивности выдвинутых идей и
теоретических построений. Было бы совершенно
излишним их систематизировать и даже
перечислять, хотя нетрудно обнаружить среди них
идеи самые разные по смыслу и значению:
предметные и метапредметные, теоретические и
методологические, общие и частные, ключевые и
второстепенные. Но есть среди них по крайней мере
одна, к которой так или иначе сходятся все линии
авторских рассуждений. С нее фактически
начинается эта книга, к ней всякий раз обращается
автор для пояснения и обоснования всех других
своих содержательных идей, ее он отрабатывает и
шлифует на протяжении всего текста книги. Это
идея, лучше сказать концепция, внутренней
природы человека.
Центральное значение этой концепции в
"психологии развития и самоактуализации"
определяется тем, что именно она вводит,
описывает и обосновывает ее основные
теоретико-методологические схемы:
предметно-онтологическую, научно-объяснительную
и операционально-действенную. Другими словами: а)
именно безусловное бытие внутренней природы
человека полагается в качестве исходной
предпосылки этой психологии, б) жизнь в согласии
с внутренней природой рассматривается как
причина психического здоровья, а соответственно,
ее подавление и отрицание - как причина болезней
личности (психопатологии), в) наиболее
продуктивный способ обретения здоровья, успеха и
счастья - предоставление внутренней природе
возможности управлять всей жизнью человека.
Все остальные идеи и замыслы автора (личности,
развития, самоактуализации, пиковых переживаний,
потенциала, истинной иерархии ценностей и т.п.)
так или иначе имеют в виду эту концепцию:
развивают ее положения или опираются на них.
Поэтому анализ строения, смысла и значения
концепции внутренней природы человека позволяет
понять как сильные, так и слабые стороны и
гуманистической психологии, и подхода А. Маслоу к
проблемам современной психологии, истоки и
источники его представлений о человеке и
обществе2.
------------------------------------------------------------------------
1 «... мы знаем, где искать и что делать, чтобы
залатать прорехи в нашем знании, что позволит нам
дать ответ на извечные вопросы: “Что такое
хорошая жизнь? Что такое хороший человек? Как
можно научить людей отдавать предпочтение
хорошей жизни? Как надо воспитывать детей, чтобы
они выросли хорошими людьми?” и т.п. То есть мы
верим в возможность научной нравственности и в
нашу способность ее сконструировать» [1; 186].
2 Следует иметь в виду, что изложение концепции
внутренней природы человека не локализовано в
тексте книги, и мы вынуждены так или иначе ее
реконструировать, ориентируясь на наше
понимание ее содержания, смысл и значение. У
такой реконструкции есть особые сложности и
ограничения, связанные, например, с тем, что А.
Маслоу оперирует целым набором «созначных»
понятий, содержание которых так или иначе
пересекается с содержанием понятия внутренней
природы (глубинная природа, самость,
бессознательная самость, внутренний мир,
внутренний психический мир, psyche и т.п.). Причем
соотношение этих понятий автором специально не
обсуждается, а различия между их содержаниями не
рефлексируются.
Далее...
|