ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ
Д.В. ЛЮСИН
Когда людям в обыденной жизни приходится
описывать свои психологические состояния или
процессы, они используют категории
естественного языка. Психологи для этих же целей
используют научные категории. Одна из
особенностей психологии состоит в том, что в
качестве научных понятий часто используются
слова естественного языка, такие, как
"мышление", "личность",
"потребность", "эмоции". При этом
соотношение между научными и естественными
(обыденными, житейскими) категориями
неоднозначно, иногда они расходятся очень
далеко. Однако на определенных этапах развития
психологических теорий порой оказывается, что
изначальное, "естественное" значение слова,
превратившегося в научный термин, лучше всего
выражает сущность тех или иных психологических
феноменов.
Одной из областей психологии, в которой
существуют серьезные терминологические
трудности, является психология эмоций. В
современной психологии эмоций предлагается
множество самых разнообразных определений
понятия "эмоция". Единственное положение, в
котором сходятся практически все теоретики,
состоит в том, что это понятие не имеет никакого
общепринятого определения (например, [9], [13], [16],
[29]). В связи с этим особый интерес представляет
исследование категории "эмоция" в том виде,
как она используется в естественном языке.
Данная работа посвящена исследованию внутренней
структуры этой категории с точки зрения
прототипического подхода к анализу
категориальной организации знаний,
предложенного Э. Рош [23]-[25].
В рамках этого подхода, основанного на идеях Л.
Витгенштейна, предполагается, что естественная
категория определяется прототипом - наиболее
типичным представителем, обладающим
максимальным числом признаков, характерных для
данной категории. Другие примеры категории
различаются по степени типичности в зависимости
от того, сколько они имеют общих с прототипом
признаков. Примеры включаются в категорию на
основе "семейного сходства" - они должны
обладать некоторым достаточным количеством
признаков, характерных для данной категории.
Однако вопрос о том, какое количество признаков
должно считаться достаточным, обычно остается
открытым. Таким образом, категория имеет
градуированную внутреннюю структуру; границы
категории расплывчаты и не могут быть четко
определены в силу большого количества
низкотипичных примеров, про которые трудно
сказать, относятся ли они к данной категории.
В работах, выполненных в рамках прототипического
подхода, было показано, что типичность примеров
является фактором, существенно влияющим на
когнитивные процессы. Так, высокотипичные
примеры первыми приходят на ум при необходимости
привести какой-нибудь пример категории
(например, [1]), быстрее и чаще идентифицируются в
качестве представителей категории [17], [26],
требуют меньше времени при верификации суждений
[6], [22].
Для описания внутренней структуры естественных
категорий было предложено несколько переменных.
Как показали экспериментальные исследования,
эти переменные тесно коррелируют друг с другом,
из-за чего трудно решить, какие из них следует
рассматривать в качестве основных. Однако три
переменные являются наиболее распространенными,
именно они и используются в настоящей работе. Для
получения данных по первой из них - продуктивной
частотности (иначе называемой доминантностью
примера) - испытуемых просят назвать как можно
больше примеров заданной категории. Частота
называния того или иного примера принимается за
показатель, выражающий близость примера к
прототипу. Процедура получения данных по
продуктивной частотности наиболее проста,
однако было показано, что результаты значимо
коррелируют с частотностью слов в языке [5], что
снижает ее валидность. Другой переменной,
используемой для описания внутренней структуры
категорий, является категориальная
доминантность. Процедура получения данных прямо
противоположна предыдущей: испытуемых просят
назвать более общую категорию, к которой
относится предлагаемое слово. В качестве
показателя категориальной доминантности
принимается частота отнесения примера к
рассматриваемой категории. Третья переменная,
используемая в данной работе, - прототипичность.
Для получения показателей прототипичности
испытуемым дается список примеров категории, и
они оценивают степень типичности этого примера в
баллах. Таким образом удается получить прямые
оценки близости примеров к прототипу. Если
испытуемым давать возможность одновременно с
оценкой типичности примера отмечать, какие
примеры вообще не относятся к заданной
категории, то можно получить данные по еще одной
переменной - некатегориальности, которая тоже
используется в данном исследовании.
Все описанные переменные имеют определенные
недостатки. Так, продуктивная частотность и
категориальная доминантность являются
продуктивными в том смысле, что испытуемые
должны сами продуцировать слова. Эта особенность
является источником "загрязнения" данных,
так как на результаты влияют частотность слов,
индивидуальные различия в скорости работы
испытуемых, их креативность, словарный запас и
другие факторы того же рода. Недостатком
процедур получения данных по прототипичности,
некатегориальности и категориальной
доминантности можно считать то, что испытуемым
дается готовый список примеров.
Репрезентативность этого списка по отношению к
категории всегда может быть поставлена под
сомнение; для составления
высокорепрезентативного списка требуется
большое количество примеров, что делает
процедуру слишком долгой и утомительной для
испытуемых; получаемые показатели зависят от
того, какие именно примеры были включены в
список. Тем не менее сопоставление данных по
разным переменным позволяет довольно четко
определить, что представляет собой прототип
категории.
Далее...
|